В условиях современного бизнеса логичным шагом стал запуск «ВымпелКомом» в конце 2005 года услуги «Мобильная почта», предназначенной для корпоративных пользователей. Подписанный на нее абонент, вне зависимости от его местонахождения, не пропустит ни одного письма, требующего мгновенного ответа. По дороге на работу, во время деловой встречи или обеда корреспонденция попадет на смартфон адресата сразу после поступления на корпоративный почтовый сервер. Услуга действует в фоновом режиме; требуется лишь, чтобы смартфон или коммуникатор был включен. «Мобильная почта» от «Билайна» обеспечивает все виды операций с почтовыми сообщениями (создание, чтение, пересылка, ответ и удаление), включая обработку вложенных файлов.
Доступность и надежность
Во всем мире преимущества мобильной почты известны, в основном, благодаря популярным продуктам BlackBerry канадской компании RIM (Research in Motion). Помимо электронной почты BlackBerry позволяет работать с внутрикорпоративными приложениями. Клиентские терминалы BlackBerry выпускает исключительно сама RIM, поэтому большую часть доходов фирме приносят продажи ее трубок.
«Мобильная почта» от «Билайна» базируется не на разработках RIM, а на решении компании Seven. Оно позволяет работать в режиме реального времени (по технологии push) с электронной почтой и календарем, искать записи в корпоративном каталоге и синхронизировать личные контакты. Услуга доступна пользователям многих современных смартфонов и коммуникаторов с ОС Symbian или Windows Mobile, таких как устройства Nokia, SonyEricsson, HTC, HP, Qtek и Eten. Добавим, что решение BlackBerry на порядок дороже развернутого «Билайном».
Директор по корпоративным продажам «ВымпелКома» Андрей Пятахин говорит: «Объясняя корпоративным клиентам преимущества услуги «Мобильная почта», я обязательно указываю в качестве аргумента, что результатом ее применения станет повышение уровня работоспособности сотрудников. Полноценный рабочий день автоматически «удлинится» примерно на час: к нему приплюсуется время, обычно затрачиваемое на дорожные пробки и ожидание транспорта».
Для подключения услуги компания должна выделить сервер, обзавестись мобильными терминалами для пользователей и заключить договор на обслуживание с оператором. В соответствии с официальной документацией, прилагающейся к пакету «Мобильной почты», для стабильного обслуживания до 240 конечных пользователей конфигурация сервера должна быть следующей: процессор с тактовой частотой не менее 1 ГГц, 512 Мбайт оперативной памяти и 100 Мбайт свободного дискового пространства. Кроме того, требуется ОС Windows 2000 Server SP3 или выше, Windows 2003 Server или Windows XP Professional, а также Microsoft Outlook 2000 или Microsoft Outlook 2003. Услуга совместима с самыми популярными серверами корпоративной почты Microsoft Exchange и Lotus Notes. Прочие системы пока не поддерживаются.
Услуга подключается бесплатно, но оператор взимает ежемесячную абонентскую плату 170 руб. за каждый обслуживаемый телефон. Кроме того, осуществляется тарификация за объем переданных/полученных данных — 6,45 руб. за 1 Мбайт. Нетарифицируемый объем данных в начале каждой сессии составляет 5 Кбайт. Важнейший элемент сервиса — гарантия безопасности. Все передаваемые сообщения зашифровываются 128-битным ключом с использованием алгоритма AES (Advanced Encryption Standard). Этот ключ никогда не передается «по воздуху»; в частности, сервер ретрансляции почты не имеет доступа к ключевой информации и не может расшифровать корреспонденцию, циркулирующую между почтовым сервером и мобильным устройством.
Как уже отмечалось, подписчикам услуги доступна функциональность мобильного календаря: можно назначать новые встречи и изменять расписание в режиме реального времени. При удалении нежелательного или неактуального письма с мобильного устройства оно удаляется и с сервера. Таким образом, нет необходимости очищать почтовый ящик дважды.
«Мобильной почтой» можно пользоваться везде, где действует сервис GPRS «Билайна», то есть на всей территории России и более чем в 60 странах (в сетях роуминг-партнеров).
SMS–почта
Недавно перечень услуг «Билайна», адресованных корпоративному сегменту, пополнился новым предложением: оператор объявил об опытно-коммерческом запуске услуги «SMS-почта». Она позволяет с сервера корпоративной почты отправлять короткие сообщения на мобильные телефоны, работающие практически в любой GSM-сети мира, и получать ответные сообщения на электронную почту или мобильный телефон. Посылка сообщений возможна как конкретному человеку, так и целой группе. Потенциальные пользователи сервиса — компании, сотрудники которых (курьеры, водители, строительные прорабы, торговые представители) большую часть рабочего времени находятся вне офиса.
Типичный пример — логистическая фирма UPS. Она активно пользуется «SMS-почтой», которая интегрирована в ее основными бизнес-процессами. Ежемесячно компания отправляет тысячи SMS-сообщений с целью оперативного контроля над выполнением заказов. При поступлении заявки на вызов курьера необходимая информация заносится в специальное приложение. Автоматически из базы данных выбирается курьер, соответствующий заданным параметрам, и на его мобильный телефон через Microsoft Outlook приходит SMS-сообщение с информацией по заказу. В момент получения им сообщения на сервер автоматически отправляется подтверждение о доставке. Для максимально точного контроля над процессом обработки заказа задействуется функция «Подтверждение прочтения», а курьер должен отправить уведомление о том, что заказ принят к выполнению. Эти сообщения автоматически «подхватываются» приложением, которое изменяет статус выполнения заказа.
Услуга будет интересна также сервис-провайдерам, для которых SMS-рассылка является эффективным средством общения с клиентской базой.
Использование SMS для общения с мобильными сотрудниками позволяет сокращать расходы компаний на внутрикорпоративную сотовую связь (цена отправки сообщения — меньше стоимости минуты разговора). В период опытно-коммерческой эксплуатации услуги (с 10 августа по 10 ноября 2007 года) стоимость одного исходящего SMS составляет 1,4 руб. (включая НДС). Плата за подключение услуги, за «подтверждающий» телефонный звонок и абонентская плата пока отсутствуют. Не исключено, что в дальнейшем соответствующие расценки будут обнародованы. Стоимость приема и отправки SMS-сообщений в рамках услуги «SMS-почта» не меняется для абонентов, находящихся в междугородном и международном роуминге.
В политику «Билайна», развивающего новые сервисы для корпоративных клиентов, входит защита клиентов от спама. Как утверждается, благодаря этому спамеры не смогут воспользоваться очевидными преимуществами «SMS-почты».
В зоне видимости
Компания МТС стремится не отставать в обслуживании корпоративных потребителей от своего главного конкурента: недавно она объявила о запуске в 10 областях Центрального федерального округа услуги «Мобильные сотрудники». Разработала эту услугу фирма «Мобайл Парк», которая входит в группу Race и специализируется на разработке, построении и техническом сопровождении корпоративных сетей и систем связи.
Новый сервис адресован тем предприятиям, чья деятельность связана с грузоперевозками и транспортной логистикой. Он позволяет отслеживать местонахождение сотрудников, автомобилей и грузов на электронной карте. Собирать информацию о местоположении можно с заданным интервалом или по графику (например, с 9 до 18 ч через каждые 60 мин в будние дни). Поддерживаются автоматическая привязка координат мобильных сотрудников к объектам (складам, офисам партнеров и т.д.) и просмотр истории передвижений за определенные интервалы времени. Координация действий работников осуществляется с помощью SMS.
Дополнительные бизнес-функции позволяют выводить отчеты о передвижениях сотрудников и грузов на печать, экспортировать эти данные в корпоративные информационные системы. Крупным клиентам предоставляется возможность индивидуальной настройки интерфейса и функционала.
Местоположение сотрудников определяется на основе технологии мобильного позиционирования — посредством анализа мощности сигнала, поступающего с телефона абонента, на трех ближайших базовых станциях. Если телефон выключен, указать местоположение невозможно. Точность определения координат сравнительно невысока: несколько сотен метров в центре города и примерно 1 км на окраинах (все зависит от плотности размещения базовых станций оператора в конкретном районе).
Для подключения к услуге «Мобильные сотрудники» корпоративному абоненту МТС достаточно отправить своему менеджеру заявку с перечнем телефонных номеров. Затраты на пользование услугой, включаемые в ежемесячный счет за корпоративное обслуживание, складываются из фиксированной абонентской платы (зависит от числа контролируемых абонентов) и стоимости запросов на определение местоположения.