Быстро, дешево, качественно — выберете любые два компонента. Изречение, справедливое во все времена. История неустанно выводит эти понятия на новый уровень осмысления, но нынешнее течение жизни смутило бы даже фантастов прошлого века. Самолеты сокращают расстояния, Internet наполняет мир информацией, мобильная связь дает свободу общения.
Третье поколение сетей мобильной связи, обсуждаемое уже давно, наконец, достигло того этапа развития, который не пройдет бесследно. Лейтмотив этого этапа — «просто, быстро и дешево». Разница в одно слово становится стимулом к прогрессу. Сколько инноваций разбились о рифы сложности использования! Сколько времени потребовалось, чтобы осознать значение простоты как ключевой идеи, «упаковать» архисложные технологии в простую форму и преодолеть критический порог удобства использования! Не перешагнув его, любая, даже самая привлекательная, услуга будет обречена на вымирание. Если на отправку MMS с отснятой фотографией, доступ к новостному сайту или загрузку почты уходит больше 10 с, редкий потребитель станет тратить на это драгоценные мгновения быстротекущей жизни. Но вот сегодня перед нами — телефон, который одновременно является и Internet-браузером, и фотоаппаратом, и навигатором, и телеприемником.
Просто? Встроенная камера по разрешению не уступает фотоаппарату. Дисплей по размеру и четкости догнал экран наладонного компьютера. А по интуитивно легкому интерфейсу телефон даст фору большинству электронных устройств.
Быстро? Главное достоинство мобильных сетей нового поколения — обеспечение доступа в Сеть со скоростью домашней «выделенки». Во время видеоконференций настроение собеседника можно узнавать не только по голосу, но по выражению лица. Качество звучания телефона позволяет наслаждаться музыкой.
Дешево? Наш респект — производителям сетевого оборудования и мобильным операторам. Спираль развития пошла на новый виток: для оператора сама сеть должна быть простой в создании и управлении, дешево обходиться в эксплуатации и быстро работать. Очень кстати, что именно сейчас появились базовые станции размером с чемоданчик (а не с трехстворчатый шкаф), которые позволяют просто и быстро строить сети 3G. Плоская (а не многомерная) архитектура гарантирует оптимизацию затрат.
Мы уже не делаем различий между SMS и электронной почтой: просто отправляем сообщение, подставляя адрес из списка контактов. Не думаем, с какого на какой телефон позвонить: конечно, с того, который в данный момент находится под рукой и имеет нужные контакты. При желании обсудить что-то срочное определяем, в Сети ли наш собеседник, и нажимаем зеленую кнопку. Смотрим последний выпуск новостей, когда есть время. Отправляем фотографии в Internet прямо с пляжа, и пусть друзья присылают завистливые комментарии! Если у вас — пока не так, перечитайте эту статью через год. Возможно, тогда вы захотите дополнить наш список другими «фишками».
Internet незаметно перебирается «на ладонь» каждого жителя мегаполиса. А телефон превращается в основное средство связи, универсальный инструмент доступа к информации и общения. И если средства транспорта сделали мир более доступным, то средства связи делают его более понятным.
Как изменяется при этом жизнь делового человека? Информация в эпоху глобализации становится основным ресурсом, и доступ к ней обретает ключевое значение. Мобильные сети следующих поколений поддерживают доступ в любое время ко всей необходимой информации и всем корпоративным инструментам, обеспечивают связь с нужными людьми и наиболее эффективное решение текущих задач. Качество видеосвязи теперь таково, что можно фокусироваться не на попытках рассмотреть и услышать собеседника, а на самих проблемах. Удаленная демонстрация документа с живым обсуждением и моментальным принятием решения, онлайн-анализ ситуации с передачей удаленным экспертам всей информации с места события — уже реальность. Быстро, дешево и качественно. Значит можно-таки совместить эти три компонента!
Когда-то все люди осознают, что информация — не просто главный, а единственно важный ресурс. За «офисом в кармане» — будущее делового человека. Но очевидно и то, что мобильный офис останется всего лишь удобным инструментом получения информации, а созидателями знаний по-прежнему будут люди, которым он адресован.
Алексей Подрябинников (alexey.podryabinnikov@nsn.com) — к.т.н., ведущий менеджер по решениям для заказчиков Nokia Siemens Networks