Возросшая актуальность этой тематики обусловлена предстоящим запуском сервисов сотовой связи третьего поколения, огромными инвестициями в строительство базовой инфраструктуры 3G и модернизацию транспортных сетей передачи данных мобильными операторами. На ежегодной конференции газеты «Ведомости» под названием «Беспроводная связь в России» представители крупнейших мобильных операторов страны поделились взглядами на будущее рынка сотовой связи, рассказали о планах развертывания новых сетей и сервисов.
Из выступлений ключевых докладчиков следовало, что в индустрии сотовой связи сложились хорошие условия для «большого скачка». Отставшая на несколько лет от зарубежных стран по темпам внедрения 3G Россия получила все шансы «догнать и обогнать» прогрессивное человечество благодаря внедрению самых передовых технологий HSPA (связка HSDPA и HSUPA) в строящихся сетях.
Догнать и обогнать?
Директор по стратегическому планированию МТС Михаэль Хеккер заявил, что, в отличие от многих развитых рынков, мы можем перепрыгнуть из поколения 2,5G сразу в эру Mobile Broadband. Нашим зарубежным оппонентам пришлось пройти через фазу развития первичных сетей UMTS и потерять на этом почти четыре года (2002–2006 годы). Складывается впечатление, что при проектировании будущих стандартов мобильной связи специалисты Международного союза электросвязи (ITU) не учли чего-то главного. В результате каждое «целочисленное» поколение технологий (2G, 3G и. т.д.) воспринимается рынком как некий промежуточный этап, на котором нельзя застревать надолго, а задуманные ITU «промежуточные» поколения (2,5G и 3,5G) всякий раз превращаются в знаковые вехи развития отрасли. В связи с этим стоит подумать, а нужно ли игрокам телекоммуникационного рынка торопиться с внедрением беспроводных сетей четвертого поколения. Может, им стоит подождать появления модернизированных систем 4,5G?
Если говорить серьезно, в «прыжках через ступеньку» есть своя логика, и она помогает операторам максимально защищать инвестиции в сетевую инфраструктуру. Те, кто стремятся всегда быть первыми, зачастую приобретают у производителей сырые технологии, недостаточно «обкатанные» в реальных условиях эксплуатации, а потому спустя некоторое время бывают вынуждены выступать в роли догоняющих. Известное изречение «тише едешь — дальше будешь» как нельзя лучше отражает состояние дел в сфере мобильных технологий.
Как утверждает Хеккер, эффективная скорость передачи данных в базовых сетях UMTS составляет 200–300 Кбит/c, чего явно мало для обеспечения настоящего широкополосного доступа к Internet. Эффективная скорость передачи в сетях HSPA составляет 0,5–3 Мбит/c на одного абонента, и это сопоставимо с быстродействием широкополосных систем на основе ADSL. По мнению представителя МТС, доступ по HSPA нужно рассматривать как альтернативу устаревающей технологии широкополосных соединений по медной паре. И чем ниже начальный уровень проникновения услуг проводного ШПД, тем больше шансов у мобильных операторов закрепиться на аналогичном рынке в беспроводной сфере. Например, в Западной Европе проникновение услуг фиксированного ШПД в среднем равно 38%, а предсказываемый аналитиками «потолок» сервисов мобильного доступа составляет около 10%. В нашей стране услугами проводных сетей ШПД пользуются лишь 9,6% населения, а значит, максимальный уровень проникновения мобильных услуг HSPA должен быть значительно большим, чем в Европе.
В пользу возможности стремительного роста отечественного рынка Mobile Broadband Хеккер привел два дополнительных аргумента. Во-первых, это высокая техническая подготовленность населения, его осведомленность о новых технологиях и возможностях сетей. Во-вторых, доступность широкого спектра клиентских терминалов, поддерживающих 3G/HSPA. Как видно по опыту «Скайлинка», который развивает сети CDMA 1X в диапазоне 450 МГц, ограниченность модельного ряда телефонов может привести к существенному снижению интереса пользователей даже к очень привлекательной технологии.
Несмотря на открывшиеся перспективы, МТС не спешит дать бой проводным провайдерам услуг широкополосного доступа. В планах МТС — осторожное поэтапное развертывание сетей третьего поколения. В следующем году оператор запустит сети 3G в 12–15 крупнейших мегаполисах страны, причем коммерческий запуск сервиса вовсе не будет означать тотального покрытия городских территорий. В 2009 году сети третьего поколения МТС станут работать в 24–27 населенных пунктах, а к концу 2010 ими смогут пользоваться жители более 40 городов.
Помимо обеспечения покрытия оператор намерен всерьез заняться облегчением доступа пользователей к услугам 3G, основанным на передаче данных. МТС собирается выпустить на рынок кастомизированные телефоны с предустановленным программным обеспечением собственной разработки, а также продвигать адаптированные к сетевым настройкам беспроводные PC-карты и USB-модемы. Весьма вероятно, что одним из OEM/ODM-производителей терминалов МТС станет компания Huawei, совсем недавно объявившая о претензиях на рынок абонентских устройств мобильной связи (см. «Сети», 2007, №12, статья «Huawei пойдет своим путем»).
Рискованные услуги
Исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников не отступил от сдержанно-оптимистической ноты, заданной его коллегой из МТС. Он начал с того, что в некоторых регионах страны еще остается потенциал для роста численности активных пользователей мобильных голосовых услуг. К таковым относятся Кавказ и Дальний Восток, где «Билайн» не теряет надежду получить лицензию на запуск традиционных сетей второго поколения. Кроме того, у оператора уже накоплен определенный опыт предоставления услуг 3,5G на территории Таджикистана, который оказался отличным полигоном для «обкатки» технологии и соответствующей бизнес-модели обслуживания.
К сдерживающим факторам развития 3G-услуг Прянишников отнес социальные риски внедрения радикально новых сервисов, непрозрачную политику ценообразования, сложность пользовательских интерфейсов и настроек при организации доступа к новым сервисам. Услугой, сопряженной с социальными рисками, можно считать видеовызовы. По словам исполнительного вице-президента «ВымпелКома», урок азиатского оператора Hutchison, попытавшегося ввести услугу видеозвонков, показал, что 80% абонентов не были заинтересованы в таких возможностях. Осторожная политика Vodafone, сделавшего ставку на продвижение продуктов беспроводного доступа с помощью ноутбуков, принесла больше плодов, то есть абонентских подключений.
«Задачи операторов при переходе к 3G — снять опасения и психологические барьеры пользователей, — отметил Прянишников. — Наше кредо: никаких революций, просто предлагать больше полезных и удобных услуг». Из этого суждения следует бесперспективность продвижения абстрактного понятия 3G-услуг как самодостаточного бренда, а потому нужно прилагать усилия к маркетинговой раскрутке конкретных коммерческих сервисов.
Если верить Прянишникову, «Билайн» не торопится запустить сети 3G в коммерческую эксплуатацию раньше конкурентов. И одним из условий выхода в новый сегмент рынка для этого оператора является максимально широкая доступность услуг на территории страны (разумеется, речь идет лишь о крупных городах, где есть спрос на услуги беспроводной передачи данных).
Три года с 3G
Пока операторы GSM только оценивают свои силы перед стартом, их «младший» собрат «Скайлинк», фактически, уже несколько лет предоставляет услуги третьего поколения. Новая страница бизнеса этого оператора началась с запуска сети EV-DO в Санкт-Петербурге и Москве. Сейчас, по словам генерального директора компании Гульнары Хасьяновой, 15 региональных сетей работают по технологии EV-DO Rev 0 (максимальная скорость канала downlink — 2,4 Мбит/c), но уже в 2008 году большинство из них перейдут на технологию EV-DO Rev A (максимальная скорость uplink — 1,8 Мбит/c, downlink — 3,1 Мбит/c).
Невзирая на скудность модельного ряда терминалов, поддерживающих EV-DO, трафик данных в сети «Скайлинка» растет практически по экспоненте. По прогнозу Хасьяновой, в IV квартале 2007 года клиенты «Скайлинка» перекачают 123 Тбайт данных, что очень много для обычной мобильной сети связи. Как следует из опроса абонентов, мобильный и фиксированный широкополосный доступ к Сети не следует противопоставлять друг другу. Примерно 58% респондентов одновременно используют фиксированный и беспроводный доступ, находясь на рабочем месте, а 33% прибегают к такой же практике дома. Вряд ли причины разного отношения мобильных абонентов к услугам проводного ШПД объясняются лишь используемыми радиоинтерфейсами (HSPA или EV-DO), так что ожидания МТС насчет быстрого проникновения услуг Mobile Broadband в России могут оказаться завышенными.
За три года, прошедших со времени запуска сетей EV-DO, доля выручки «Скайлинка» от продажи услуг передачи данных и VAS выросла с 8 до 24%. Впрочем, Гульнара Хасьянова уверена, что голос останется в сети превалирующим видом трафика, обеспечивающим оператору до 70% доходов.