26 октября в Москве состоялась долгожданная премьера платформы объединенных коммуникаций от Microsoft. В состав этой платформы вошли три программных продукта (Office Communications Server 2007, Office Communicator и пакет обновлений Service Pack I для Exchange Server 2007), а также один онлайновый сервис Office Live Meeting. Интрига вокруг этой премьеры заключалась в том, что софтверная корпорация не просто приготовила новый комплект решений для бизнес-пользователей, а фактически посягнула на рынок своих стратегических партнеров (телекоммуникационных производителей), причем сделала это весьма изящным образом.
То, что отличает предложение Microsoft от соответствующих продуктов традиционных производителей корпоративных систем коммуникаций, можно выразить двумя словами - высочайшая интегрированность. С помощью единственного сервера Office Communications Server (OCS) и клиентского интерфейса Office Communicator любой конечный пользователь может совершать телефонные звонки, определять статус присутствия абонента, направлять ему текстовые, голосовые и мультимедийные сообщения, инициировать сеансы конференц-связи. Более того, благодаря обновлениям к почтовой системе MS Exchange, функции контроля присутствия и доступности адресатов появятся в приложении электронной почты.
Президент подразделения Microsoft Business Division Джефф Райкс, представляя платформу в Москве, заявил, что через три года больше 100 млн пользователей в мире получат возможность совершать звонки посредством программных технологий его корпорации. Общий тренд сегодняшних изменений в коммуникационной сфере - движение от аппаратных к программным продуктам. Вместе с тем, он не призывает выбрасывать на свалку классические и гибридные системы бизнес-телефонии. Одно из главных преимуществ платформы объединенных коммуникаций от Microsoft состоит как раз в ее способности совместно работать с унаследованными телефонными системами. Как утверждается, на текущий момент сервер OCS может взаимодействовать с 90% выпускаемых телекоммуникационных систем, включая станции IP-PBX, медиашлюзы IP/TDM и пограничные контролеры сессий. Достигнута совместимость OCS с VoIP-продуктами Nortel (стратегического партнера по альянсу ICA), Cisco Systems, Alcatel-Lucent, Avaya, Mitel, Siemens Enterprise Communications и других крупнейших производителей. Впрочем, Райкс тут же оговорился, что софтверные продукты по управлению вызовами лет через 5-10 полностью заменят на предприятиях привычные телефонные станции.
Немаловажным аргументом в пользу представленного решения является и тот факт, что сотрудникам компании, внедряющей платформу объединенных коммуникаций, практически не нужно проходить техническую переподготовку. Чтобы воспользоваться преимуществами конвергентных бизнес-коммуникаций им, как и прежде, достаточно уметь работать с интерфейсом MS Office и Outlook. Кстати, для предприятий, уже установивших пакет офисных программ, лицензии на новое клиентское приложение Office Communicator будут поставляться бесплатно, в рамках действующего соглашения на использование пакета MS Office.
Тесная интеграция OCS с Exchange Server позволяет легко реализовывать различные сценарии обработки входящих звонков и корреспонденции. В частности, при недоступности или занятости сотрудника, все или только часть входящих звонков перехватываются почтовым сервером и преобразуются в письма с голосовыми файлами. Другой вариант совместного использования почтового и коммуникационного серверов: внесение записи в календарь Outlook и автоматическое подключение к Conference Call в назначенное время. Кроме того, во время звонков поддерживается видеосвязь, и существует возможность организации многоточечной ВКС как между фиксированными, так и мобильными абонентами.
Разумеется, инженеры Microsoft не придумали ничего принципиально нового, и все расхожие сценарии бизнес-коммуникаций можно реализовать на базе программно-аппаратных платформ других производителей. Проблема только в том, что альтернативные решения обойдутся заказчикам гораздо дороже, да и времени для адаптации пользователей потребуется явно побольше. По словам менеджера российского офиса Microsoft по продуктам Unified Communications Михаила Кочергина, стоимость базовой лицензии продукта OCS, рассчитанной на поддержку до 12 тыс. клиентов, в США и Канаде составляет всего 700 долл., а Enterprise-версия этого сервера (свыше 100 тыс. пользователей) поставляется по цене 4000 долл. Приобретаемая отдельно лицензия на ПО Office Communicator обойдется в 31 долл. за каждого клиента. Впрочем, нужно иметь в виду, что локальные офисы Microsoft вправе корректировать прайс-лист на эти продукты в зависимости от региона.
Для окончательно подсчета расходов на внедрение платформы к цене на программные продукта нужно учесть стоимость соответствующих аппаратных серверов (в случае Enterprise-системы - серверного кластера), но при существующем ценовом уровне на коммуникационные продукты Nortel, Cisco, Avaya и пр. выигрыш в пользу Microsoft слишком очевиден, чтобы его оспаривать. Следующий ход, вероятно, нужно ждать от лагеря «традиционных» игроков.