В ходе нынешнего форума управляющий директор дистрибьюторского дивизиона Verysell Христо Каракашев отчитался перед партнерами о проделанной за год работе и наметил основные ориентиры на будущее.
Затянувшаяся реструктуризация
Журналисты, неоднократно бывавшие на партнерских съездах Softeach, с удивлением отмечают: каждый раз главным новостным поводом становится реорганизация структуры Verysell. Однажды начавшаяся в холдинге диверсификация бизнеса стала хронической. За счет поглощения перспективных рыночных игроков и внутренних ресурсов компания ежегодно «включает» новые направления бизнеса. Поначалу они существуют в автономном режиме, а затем объединяются в профильные блоки. Все эти процессы идут на фоне мощных «подковерных» течений, которые подчас смывают за борт не только соучредителей первого призыва, вроде Андрея Зотова, но и таких заслуженных деятелей российской ИТ-дистрибуции, как прежний управляющий партнер Verysell Distribution Юрий Ходос.
Каждый раз, затевая очередной этап перестройки, руководство Verysell твердит, как заклинание, что оно последовательно выстраивает ИТ-холдинг западного образца, что перемены должны вывести компанию на международный уровень и обеспечить ей доступ к мировым финансовым институтам. По мнению вице-президента Verysell Group Евгения Мельникова, в перманентности реструктуризации нет ничего опасного. Процесс совершенствования корпоративного управления, говорит он, может продолжаться бесконечно и иметь цикличный характер в связи с регулярным освоением новых бизнес-практик и направлений развития.
Компания, действительно, активно расширяет сферу деятельности. К примеру, около года назад Verysell приобрела ряд консалтинговых практик у Sterling Group, одного из лидеров системной интеграции в России. Но решение стратегической задачи выхода на международный финансовый рынок ей удалось решить лишь через шесть лет, после официального старта программы диверсификации бизнеса.
Это долгожданное событие произошло вскоре после того, как Христо Каракашев сменил Юрия Ходоса на посту главы Verysell Distribution. По словам нового руководителя дистрибьюторского подразделения, в прошлом году группа сумела привлечь инвестиции в размере 50 млн долл. В Verysell «вложились» скандинавский фонд прямых инвестиций Mint Capital, британский инвестиционный фонд RP Eхplorer Fund (подразделения RP Capital Group), фонд Renaissance Pre-IPO Fund и международный инвестиционный фонд Steep Rock. Каракашев считает, что для российской ИТ-компании 50 млн долл. — очень существенная сумма, едва ли не рекордный объем внешних вливаний. Но теперь выясняется, что новые акционеры внесли средства в одно предприятие, а дивидендов ждут совсем от другого.
До недавнего времени в структуру холдинга входили шесть отдельных фирм, каждая из которых обрабатывала свою грядку российского ИТ-огорода. Так, Enterprise ONE (которая внедряла решения SAP) и «Иконтри» (занималась специфическими прикладными системами ERP-класса) были основой консалтингового блока Verysell IT Services. Проектное и телекоммуникационное направления Verysell были объединены в компанию Verysell Projects. А Verysell Distribution, формирующая около половины оборота холдинга, действовала в двух направлениях — классической и проектно-ориентированной дистрибуции.
Недавно, по словам Каракашева, в холдинге снова произошли большие перемены: прежде самостоятельные компании консолидированы в два крупных блока: интеграционно-консалтинговый и дистрибьюторский. Вся система управления Verysell Group снова интенсивно перестраивается под измененную оргструктуру. В первый блок (под эгидой Verysell Projects) вошли все предприятия, которые занимались в группе интеграционным и консалтинговым бизнесом. Второй блок, образованный на базе Verysell Distribution, включил в себя подразделения, имевшие отношение к дистрибуции ИТ-оборудования и ПО. Кроме того, в его ведение переданы региональные представительства Verysell, занимающиеся дистрибьюторским бизнесом как в России, так и в других странах СНГ. Характерно, что очередное перемещение тектонических плит, образующих кору холдинга, происходит на фоне кардинальной трансформации его ядра — корпоративного стиля управления Verysell Distribution.
Новый порядок
Год назад, представляя новый, процессный стиль управления, Христо Каракашев произнес три ключевых слова, характеризующих суть грядущих инноваций: систематизация, планирование, ответственность. Открывая корпоративный университет нынешней осенью, управляющий директор Verysell Distribution заявил, что все три цели в основном достигнуты.
«В силу того, что отечественный ИТ-рынок претерпел серьезные изменения, примерно два года назад перед компанией стояла задача вывести бизнес дистрибуции на качественно новый уровень. Главный вызов того времени заключался в усилении позиций других участников рынка и в снижении маржинальности сделок. Verysell Distribution ответила на это внедрением процессного менеджмента», — говорит Каракашев. В частности, был задействован матричный принцип управления, согласно которому в компании выстроены пять управленческих вертикалей. Каждая из них нацелена на контроль над отдельным функциональным блоком — коммерческим, финансовым, операционным и др. Таким образом, модель управления подверглась упомянутой Каракашевым систематизации.
Планирование нашло отражение во внедрении комплексной ERP-системы SAP, в том числе ее модуля BW (Business Warehous). Этот модуль позволяет прогнозировать развитие бизнеса компании при любом сценарии развития.
Третий кит в системе мироздания Каракашева — ответственность. Она выразилась в повышении уровня доверия к менеджерам среднего звена. «Раньше босс решал все и за всех. Теперь средние менеджеры в соответствии с действующей матрицей полномочий принимают решения на местах. Благодаря этому в Verysell Distribution повысилась оперативность принятия ключевых решений», — говорит Каракашев.
Внедрение нового стиля управления проходило непросто, поскольку в компании уже действовали бизнес-процедуры, по большей части, сложившиеся спонтанно. Нельзя сказать, что в коллективе отмечалось неприятие новых правил менеджмента, но сотрудники Verysell Distribution все же испытывали некоторые опасения по поводу изменения привычного стиля работы. Но кадровый состав претерпел лишь незначительные изменения: фирму покинул прежний финансовый директор, и частично обновился состав менеджеров по продуктам.
Прозрачность — наше будущее
После внедрения основных элементов процессного менеджмента надежды и планы главы Verysell Distribution связаны с продвижением компании в регионы и повышением прозрачности российского ИТ-рынка. Каракашев намерен полностью перестроить ее работу в регионах. Вскоре все локальные представительства Verysell перейдут на унифицированные бизнес-процедуры, основанные на единой ERP-системе. Филиалы будут включены в общее корпоративное информационное пространство, благодаря чему менеджеры центрального офиса получат возможность в режиме on-line отслеживать корпоративные процессы в регионах. Подобный алгоритм работы уже реализован в новосибирском и самарском представительствах Verysell, что сразу принесло плоды: объем поставок через новосибирский офис вырос экспоненциально. В ближайшие месяцы планируется открыть представительства в Ростове-на-Дону и Екатеринбурге.
Теперь о прозрачности. С одной стороны, стремление Каракашева построить прозрачную компанию на рынке, где большая часть сделок совершается в излюбленной россиянами «мутной воде», кажется парадоксальным. Справедливости ради отметим, что и за границей с прозрачностью ИТ-бизнеса не все гладко — достаточно вспомнить недавние обвинения в адрес бразильского офиса Cisco или скандальные разоблачения в высших эшелонах Siemens. Вместе с тем стремление Verysell Distribution к полному переходу на прямые схемы импортирования продукции нужно всячески поддерживать и поощрять. Кому же, как не лидерам рынка, нести ответственность за правила игры на нем?
Что в остатке?
Единственное, что не изменилось в Verysell Distribution за прошедший год, так это список контрактов с производителями. За истекшие 12 месяцев компания не подписала ни одного договора с новым поставщиком: она целиком сконцентрировалась на развитии взаимоотношений с уже имеющимися и оптимизации продуктового портфеля.
В то же время число региональных партнеров на форуме Softeach-2007 (по сравнению с прошлым годом) значительно увеличилось. По прогнозам Сергея Алещенко, коммерческого директора Verysell Distribution, в 2007 году оборот компании вырастет на 20%. Вдумчивый читатель наверняка задастся вопросом: каким был бы показатель роста, если бы фирма не меняла руководителя и привычный стиль управления, если бы ее внутренняя структура не находилась в состоянии вечного ремонта? Но об этом лучше не спрашивать — история корпоративных достижений не терпит сослагательного наклонения.