Директор группы оn-line-сервисов «Майкрософт Рус» Михал Чупа заявил, что не считает поздним дебют своей компании в российском сегменте Internet: «Для того чтобы попасть в тройку лидеров, мы имеем все – полный набор сервисов, ясную стратегию, ресурсы, людей и инновации».
Представители корпорации считают потенциал роста Internet-бизнеса в России огромным: к 2011 году количество пользователей составит 43,25 млн, а рынок онлайновой рекламы – 1 млрд долл. Михал Чупа отметил, что Рунет ожидают реорганизация и консолидация, и к 2010 году тройка самых крупных игроков будет получать 75–80% всех его доходов. Чупа не исключил покупки Microsoft какого-либо готового локального проекта, успешно реализуемого в этой сфере.
Главным козырем Microsoft должно стать объединение всех инструментов работы в Сети (программ и сервисов, поддерживающих коммуникации, развлечения, поиск информации) с обеспечением доступа пользователя через единые логин и пароль. Ключевыми направлениями развития сервисов станут поиск, видео, поддержка мобильности и «живое» общение на платформе Windows Live. Microsoft рассчитывает не только заполучить большую часть неофитов Рунета, но и переманить на свою сторону поклонников давно раскрученных сервисов.
Первым шагом стало открытие летом текущего года новостного портала MSN.ru, имя которого совпадает с названием «фирменной» службы мгновенных сообщений Microsoft. Аналогичные порталы уже запущены в 43 странах и имеют 0,5 млрд посетителей в месяц. Как сообщали «Ведомости», домен MSN.ru выкуплен российским отделением Microsoft примерно за 1 млн долл. в апреле 2007 года. Два основных направления портала – новости и развлечения. Партнерами по развитию первого направления стали ИД «Коммерсант», Gazeta.ru, Reuters и Associated Press. Для второго направления будут адаптироваться материалы зарубежных версий MSN и создаваться новый контент, специфичный для нашей страны.
На MSN.ru функционирует видеораздел, где впервые в Рунете демонстрируются концерты ведущих мировых исполнителей. Ближайшая задача – запуск к 15-летию Microsoft в России (в декабре 2007 года) русскоязычных сервисов MSN Video и Soapbox, с помощью которых можно будет смотреть профессиональное видео и загружать собственные видеоролики. MSN Video уже завоевал популярность во многих странах, а европейская пресса даже окрестила его «убийцей U-Tube».
Флагманским продуктом портала станет сервис мгновенных сообщений Messenger. Он дает возможность быстро обмениваться сообщениями, фотографиями и файлами любого размера, а также бесплатно делать аудио- и видеозвонки. Для передачи файлов не требуется присутствие получателя в сети. Последняя версия Messenger позволяет иметь в одном списке до 600 контактов, получать прямой доступ к почте и блогу Spaces. Фотографии можно сохранять в фотоальбом, поддерживающем механизмы редактирования фото и видеозаписей, их публикации в блогах и других Internet-сообществах. Есть функция создания панорамного снимка из последовательно сделанных фотографий (осуществляется автоматический анализ точек совпадения).
Развитие почтового сервиса Hotmail пойдет по пути Outlook Express, то есть пользователь получит доступ к нескольким учетным записям из одной программы. Максимальный объем почтового ящика – 5 Гбайт, предусмотрена возможность настроек интерфейса «под себя».
Сервисы Windows Live будут доступны и на мобильных телефонах. По прогнозам Microsoft, через три года количество мобильных телефонов превысит число ПК в 3,5 раза. Это позволяет компании рассчитывать на заметное прибавление числа новых пользователей on-line-сервисов. Стратегия развития Microsoft предполагает сотрудничество с ведущими производителями мобильных телефонов. Ее партнерами являются изготовители абонентских устройств на платформе Windows Mobile 6. В этой версии ОС предустановлен доступ к таким сервисам, как Messenger, Hotmail, Spaces, «Контакты, портал MSN.ru и Live Search. Соглашение подписано и с Nokia, благодаря чему эти сервисы будут доступны на телефонах под управлением ОС Symbian. Пока только Microsoft предоставляет пользователям возможность отвечать на SMS звуковыми файлами.
Важным элементом онлайновой стратегии корпорации станет поиск на базе Live Search. Эта система обрабатывает 2 млрд запросов в месяц, но до сих пор не поддерживает русский язык полностью. Обновленная версия Live Search появится весной, и русский войдет в десяток основных языков. Система сможет также выполнять поиск по видеоресурсам, работать с картами Virtual Earth и поддерживать мобильных пользователей.
Все Internet-сервисы Microsoft бесплатны для пользователей, а основной доход корпорация намеревается получать от рекламы. Она планирует принять активное участие в формировании нового рынка видеорекламы в России.
Специалисты, анализирующие развитие Рунета, подтверждают высокие темпы роста развития социальных проектов и развлекательного контента, но отмечают и высокую конкуренцию в этой области. По их мнению, Microsoft может войти во «второй эшелон» российского рынка онлайновых сервисов, получив 300–400 тыс. зарегистрированных пользователей, но подняться на уровень «большой тройки» (примерно 5 млн человек) ей будет непросто.