Российский офис Google опубликовал результаты своего исследования на актуальную в преддверии Нового года тему - как Internet и поисковые сервисы влияют на принятие решения о покупке товара или услуги.
Аналитики Google не раскрыли особого секрета, поведав, что 90% русскоязычных пользователей Internet, прежде чем купить продукт, внимательно изучают его потребительские свойства, ценовые и прочие параметры по информации, которая доступна в Сети. Набрать на каком-либо поисковом сервере нужный запрос, а потом перейти по нескольким релевантным ссылкам сегодня проще, чем вычитывать объявления в газетах или запоминать рекламные месседжи на радио и ТВ. А главное - такой подход гораздо эффективнее для покупателя, так как позволяет получить представление о конкретном продукте не только по сведениям от продавца, но и руководствуясь мнениями независимых экспертов или отзывами других пользователей. Поэтому интерес в исследовании Google вызывает не столько общая констатация факта, что Internet влияет на потребительские предпочтения, сколько вопрос о том, как продавцы могут обратить этот инструмент влияния в свою пользу.
Как выяснилось, 77% опрошенных Google «жителей Сети» признались, что онлайновые ресурсы помогают им сравнивать качество продукта и цены на него у разных поставщиков; 65% респондентов изучают продукты и сервисы, чтобы принять окончательное решение о выборе; 63% пользователей ищут в Сети адрес торговой точки, в которую они собираются поехать за покупкой. Примерно половина опрошенных хорошо знает, что и где искать, поэтому прямиком отправляется на сайты производителей/поставщиков. Однако 87% потенциальных покупателей именно Internet помогает определиться с выбором наиболее подходящего предложения. Для этого они заходят, в первую очередь, на поисковые сайты.
Следствием все возрастающей роли Internet-поисковиков в формировании потребительских предпочтений является увеличение популярности контекстной рекламы, которая размещается как на страницах с результатами поиска, так и на сайтах компаний, входящих в партнерские сети «Яндекс. Директ», Google или «Бегуна». На этих трех игроков онлайновой индустрии приходится львиная доля доходов отечественного рынка контекстной рекламы. По итогам 2006 года объем данного рынка оценивался разными источниками в диапазоне от 55 млн долл. (Ассоциация коммуникационных агентств России) до 110 млн долл. («Яндекс», «Бегун» и «Рамблер»).
В «Бегуне» еще год назад утверждали, что совместно с «Яндекс. Директ» они фактически контролировали весь рынок, получая 80-90% всех бюджетов на размещение рекламного контекста. Делая аналитический отчет по итогам уходящего года, «Бегуну», вероятно, придется умерить подобные залихватские настроения: растущую популярность системы Google и сопутствующих сервисов уже нельзя игнорировать. Сам факт выхода в свет исследования Google о поисковых сервисах и их влиянии на потребителей можно рассматривать как вызов нового западного игрока сложившейся местной «Internet-гвардии».
Глава российского офиса Google Владимир Долгов говорит о высокой эффективности онлайновой рекламы, призывая тем самым поставщиков оффлайновых продуктов и услуг активнее перемещаться в Internet, вслед за своей целевой аудиторией. Согласно упомянутому исследованию, свыше половины пользователей предпринимают какие-либо действия в результате появления контекстной рекламы на поисковом сайте в ответ на запрос. В частности, они просматривают информацию о рекламируемом товаре или продавце. Большинство пользователей (57%) довольны своим опытом запросов информации через поисковые ресурсы и намерены обращаться к ним в будущем. А среди всех Internet-поисковиков наивысшую оценку респондентов, конечно же, получил Google, что вовсе неудивительно, если учесть, кто выступал инициатором всего исследования.
Авторы исследовательского труда не забыли бросить камень в огород традиционных медианосителей. По их данным потребители, которые еще не приобщились к онлайновому поиску при выборе покупки, больше всего полагаются на мнение своих друзей (36%), тогда как оффлайновую рекламу замечают только 20% покупателей. Чаще всего российские пользователи ищут в Сети информацию, касающуюся бытовой электроники (83%), продуктов и услуг в сфере ИТ (43%), туризма (31%) и финансовых услуг (27%).
Остается добавить, что исследование проводилось в октябре 2007 года и охватило 1,5 тыс. Internet-пользователей, проживающих в шести крупнейших городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Самаре. Если принять во внимание, что 20-миллионная сетевая аудитория нашей страны давно перешагнула границы городов-миллионников и все сильнее проникает в «глубинку», то такая выборка респондентов покажется не очень репрезентативной. А рекламодателям, желающим расстаться со своим бюджетом при помощи поисковых систем, стоит внимательно проанализировать, каким потребительским группам адресуются их товары, и присутствуют ли эти группы в Сети.