Объяснение тому нужно искать в недавнем утверждении Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания «Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы».
Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман рассказал о Концепции, которая стала результатом совместных усилий Мининформсвязи, Минкультуры, Россвязьохранкультуры РФ, представителей медиа-сообщества и операторов связи. Рейман считает ее «хорошо продуманным, взвешенным документом политического свойства». Концепция определяет основные принципы и модель функционирования рынка телерадиовещания. Она универсальна, так как не требует адаптации правил для разных технологий доставки сигнала. Впервые прописаны роль и место каждого участника рынка, системные связи между ними и глоссарий употребляемых в этой области терминов.
В Концепции четко определены роль и функции государства в развитии отечественного телерадиовещания. Помимо распространения общедоступных телерадиоканалов государство должно определить техническую политику вещания, провести мероприятия, связанные с конверсией радиочастотного спектра и с частотно-территориальным планированием. По словам Реймана, государство обязуется поддерживать действующую аналоговую инфраструктуру в рабочем состоянии в течение всего переходного периода. Авторы концепции предлагают сохранить механизмы раздельного лицензирования деятельности в области информационного вещания и оказания услуг связи.
Принятие четких правил развития цифрового вещания и государственное финансирование обязательных теле- и радиоканалов позволят вещателям и операторам связи за счет собственных средств максимально быстро создать условия для перехода на «цифру». Вместе с тем министр подчеркнул, что государство заинтересовано в организации совместных предприятий, действующих в сфере телерадиовещания. Федеральную целевую программу, которая станет основным инструментом достижения указанных в Концепции целей, предполагается принять в первом полугодии 2008 года.
О развитии телевидения высокой четкости (ТВЧ) рассказал Марк Кривошеев, главный научный сотрудник НИИ Радио и почетный председатель Исследовательской комиссии МСЭ. Он отметил, что за последние два-три года условия развития ТВЧ изменились: единый международный стандарт можно считать принятым не только на бумаге, но и в конкретных реализациях. Следующая ступень развития ТВ — телевидение сверхвысокой четкости (ТСВЧ), которое обеспечивает потрясающую детальность изображения и удивительную разрешающую способность (7680х4320 точек, что в 16 раз больше, чем в стандарте ТВЧ). Кривошеев рассказал о возможности использования ТСВЧ в демонстрационных системах (на больших информационных экранах). По его словам, имеется социальный заказ на внедрение подобных систем, а срок их окупаемости будет недолгим.
Сергей Калугин, генеральный директор фирмы «Национальные телекоммуникации», остановился на мировых тенденциях индустрии частного кабельного телевидения. В дополнение к собственно операторским функциям действующие в этой области компании начинают осваивать производство контента, создают эфирные и радиоканалы и т.д. В России тоже начинает выходить на первый план вопрос качества контента. В последнее десятилетие абонентами услуг платного ТВ были преимущественно корпоративные пользователи, владевшие английским языком. Однако сейчас аудитория становится массовой, и спрос на русскоязычный контент стремительно растет.
Калугин предсказывает волну слияний кабельных компаний и появление медиахолдингов, в состав которых войдут операторы мультисервисных сетей и специальные креативные службы создания контента. Сейчас инвесторы, как никогда раньше, готовы вкладывать средства в его разработку. Рынок станет более структурированным, а операторы будут переходить на новые технологии для расширения спектра услуг и повышения уровня обслуживания.
В кабельных ТВ-сетях переход на «цифру» осуществляется естественным путем. Новые сети строятся только на цифровой основе, да и для большинства аналоговых сетей возможна беспроблемная миграция. В авангарде этой эволюции — создаваемые некоторыми операторами интерактивные кабельные сети, в которых применяется технология IP.
Однако перспективы бизнеса российских «кабельщиков» отнюдь не безоблачны. Развитие кабельного ТВ в стране сдерживают неготовность населения платить за медиаконтент, широкая доступность пиратской аудио- и видеопродукции, дефицит оригинального русскоязычного контента.
Александр Назаров, директор инвестиционно-банковского департамента банка «Кредит свис», подтвердил усиление интереса финансовых организаций к телекоммуникационным проектам. Появились крупные инвестиционные фонды, темпы инвестирования которыми кабельных сетей опережают темпы вложения в развитие эфирного цифрового ТВ. Назаров отметил, что расходы на телерекламу будут по-прежнему быстро расти. Сейчас общий объем рекламного рынка в России составляет 6 млрд долл., что в пересчете на одного жителя равно 50 долл. Для сравнения: в Чехии значение этого показателя достигло 250 долл. на человека. Значит, отечественным рекламщикам есть куда расти.
Специалисты отмечают, что кабельное ТВ будет следовать по пути, однажды пройденному рынком мобильной связи. Иными словами, крупные игроки станут создавать унифицированные кабельные сети с максимальным набором услуг. Абоненты будут получать в них и мультимедийный контент, и услуги связи (Internet-доступ, IP-телефонию). При этом конкуренция между участниками рынка не позволит сильно дифференцировать тарифы.
Направление IPTV также должно развиваться очень динамично, ведь развертывание таких сетей обходится дешевле, чем построение обычных кабельных и спутниковых систем. Сдерживающими факторами являются низкий уровень проникновения услуг широкополосного доступа и все то же нежелание пользователей платить за контент.
Общей тенденцией развития всех видов ТВ станет конвергенция технологий. Практически все эксперты сходятся во мнении, что отечественное телевидение начинает переход от массовых продуктов к индивидуальным.