Россия обгоняет Европу по темпам роста численности Internet-аудитории. По данным компании ComScore, которая обнародовала статистику роста численности Internet-пользователей в европейских странах с сентября 2006-го по сентябрь 2007 года, количество россиян, имеющих доступ во всемирную паутину, увеличилось за этот период на 23% (до 14,6 млн.). По динамичности развития рынка мы оставили далеко позади занявшую второе место Испанию, где количество Internet-пользователей растет примерно на 18% в год. Для сравнения: фонд "Общественное мнение" (ФОМ) подсчитал, что прирост количества пользователей за год с весны 2006 составил 20,39%.
Впрочем, радоваться нашим соотечественникам рано, так как по данным все того же ComScore Россия заняла последнее место в Европе по распространенности Internet-услуг среди населения. Пока всемирной сетью пользуются только 12% российских жителей. В США, где годовой прирост аудитории составляет лишь несколько процентов, уровень проникновения Internet уже достиг 80%, поэтому выше расти просто некуда.
Летом 2007 года аналитики ФОМ отметили резкий спад темпов роста аудитории Рунета. По словам ведущего специалиста ФОМ Ефима Галицкого, до этого момента результаты опросов, проводившихся раз в две недели, свидетельствовали о стабильном увеличении количества сетевых пользователей. По мнению специалистов, летний спад может указывать не только на сезонные колебания, но и начало снижения темпов роста количества подключений к Сети в целом. Они прогнозируют, что если расценки региональных провайдеров не будут снижены, и в регионах не начнется борьба с отраслевыми монополиями, в течение ближайших лет аудитория Рунета зафиксируется на отметке в 34% населения страны.
Компания «Яндекс» выпустила в конце года информационный бюллетень «Развитие Internet в регионах России». В основу исследования легли данные различных служб портала (поиска по блогам и новостям, «Яндекс.Маркета», «Яндекс.Города»), а также информация ФОМ, TNS, компании RU-Center и проекта «Черный квадрат». Очевидным оказался следующий факт: российской провинции очень далеко до Москвы и Санкт-Петербурга. Например, региональные пользователи в 16 раз реже пользуются услугами Internet-магазинов, чем москвичи. Уровень развития блогосферы в Москве в 11 раз опережает региональный. Число доменов на тысячу пользователей в столице в семь раз больше, чем в среднем по федеральным округам. А по общему проникновению Web-сервисов Москва обгоняет регионы больше чем в два с половиной раза.
За минувший год число сайтов в Рунете выросло на 66%, причем количество доменов второго уровня, зарегистрированных региональными пользователями, растет чуть медленнее (57% за последние 12 месяцев). В сентябре 2007 года Рунет зарегистрировал миллионный домен.
Итоги развития российского Internet-пространства обсуждались на конференции «2007 год: Рунет в 13 лет», которую провел Региональный общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ). В этом году организаторы выбрали новую форму проведения мероприятия - формат «народного ток-шоу». Крупные игроки рынка («Яндекс», Mail.ru и Rambler) по устоявшейся традиции проигнорировали конференцию, поэтому девизом ее ведущих стали слова «Мы подводим итоги года с точки зрения не корпораций, а простых людей».
Мероприятие разделилось на несколько тематических секций. В дискуссии о технологиях принял участие директор медиа-департамента компании «Голден Телеком» Андрей Колесников. Он начал с того, что Internet в Москве «продается уже по цене водки», и через два года такая же ситуация сложится в регионах. Он напомнил о том, что в 2007 году его компания завершила строительство крупнейшей в мире публичной сети Wi-Fi и совместно с приобретенной «Корбиной Телеком» разворачивает широкополосные сети в 50 городах России. Про возможную покупку самого «Голден Телекома» «ВымпелКомом» Колесников ничего не сообщил.
О ситуации с доменами рассказал директор департамента по связям с общественностью RU-Center Андрей Воробьев. По его словам, сейчас в зоне .RU зарегистрировано порядка 1,16 млн доменов. Благодаря изменениям в законодательстве, в 2007 году российские киберсквоттеры легализовались и все больше стараются зарабатывать на доменных именах с помощью так называемых парковочных сервисов. На них уже размещены около 200 тыс. доменов.
Что касается кириллического домена .рф, Воробьев сообщил только, что его появление можно ожидать в наступившем году.
Итогом разговора о рекламе в блогах и на «Живом журнале» стал вывод, что здесь эффективной осталась только баннерная реклама. Среди событий года в этой сфере назывался активный запуск «вирусов» различными коммерческими брендами. Директор службы блогов компании Sup-Fabrik Антон Носик вспомнил успех «брендированного» Intel ЖЖ-сообщества i_future и привел в качестве примера такого «вируса» широко распространенную в Сети запись Норвежского Лесного о «Макдональдсе». Известные блоггеры подтвердили, что рекламные посты сейчас полностью дискредитировали себя как бизнес.
Примечательно, что несмотря на бесспорный интерес пользователей к проектам Web 2.0, ни одна российская социальная сеть пока не была продана. По мнению Носика, отказ владельцев сети vkontakte.ru от размещения рекламы и введения платных сервисов вполне логичен: создатели этого проекта взяли за основу не только внешний вид Facebook, но и его бизнес-модель. Смысл этого шага в том, чтобы нарастить до максимума клиентскую базу (и тем самым повысить стоимость проекта), не отпугивая пользователей раньше времени рекламой и другими платными услугами.
Альберт Попков, создатель "Oдноклассники.ру", отметил, что его сайт играет важную роль в популяризации Internet в России. По его словам, продажа рекламы не является приоритетным направлением деятельности; сейчас важно успеть завоевать и укрепить позиции на рынке до того, как это сможет сделать какой-нибудь сайт-двойник. На предложение прокомментировать хранение в архиве "Oдноклассники.ру" информации о пользователях, удаливших свои странички с сайта, Попков порекомендовал обраться к юристам. Вероятно, что ответить на вопрос о том, соответствует ли такая практика социальных сетей принятому в 2006 году ФЗ «О персональных данных», под силу только специалистам в области права, так как здесь открывается множество юридических тонкостей.