Для большинства людей общение — вещь заразная. Трудно удержаться, чтобы не узнать, как живет твой знакомый, с которым не виделся много лет. А если речь идет не просто о бывшем соседе по подъезду, а, скажем, об однокласснике или одногруппнике, с которым провели бок о бок несколько лучших юношеских лет?
Создатели портала, или социальной сети «Одноклассники.Ру» выбрали беспроигрышную идею. Internet оказался единственным средством объединения людей, разбросанных по городам и странам, и возможность встретить на сайте старых друзей вряд ли оставит кого-то равнодушным. Чем больше пользователей зарегистрированы в какой-либо социальной сети, тем привлекательней она в глазах новичков. Возникает то, что в сфере телекоммуникаций называют лавинообразным нарастанием клиентской базы.
Сказанное в равной степени относится ко всем публичным ресурсам, соответствующим модной концепции Web 2.0, и популярность «Одноклассников» легко объяснить. Но в громкой истории успеха этого Web-проекта усматривается один странный момент. Наряду с «Одноклассниками» в русскоязычном сегменте Сети появлялись альтернативные площадки виртуального общения, такие как «Мой круг» (от «Яндекса»), «Мой мир» (от Mail.ru) или независимый ресурс vkontakte.ru, но по-настоящему «выстрелила» только первая социальная сеть. Остальные проекты скромно спрятались в ее тени. В итоге представители СМИ и обыватели сейчас гадают, кто же таков создатель «Одноклассников» Альберт Попков — новый баловень Фортуны или тайный агент спецслужб, непринужденно собирающий информацию о доверчивых согражданах.
Если верно последнее предположение, загадку «Одноклассников» можно считать разгаданной: нашелся тот заказчик, который за ценой не постоит. Но тогда слишком все «по-нашему» получается, а потому — неинтересно. Очень уж хочется увидеть в феномене успешных русскоязычных «социалок» какую-то коммерческую составляющую.
Около 9 млн зарегистрированных пользователей «Одноклассников» за один год — совсем неплохой результат даже по меркам зарубежного Internet-бизнеса. Впрочем, «бизнесом» подобные проекты пока назвать сложно. Их владельцы могут неплохо заработать, продав доли своих предприятий стратегическим инвесторам (как сделали разработчики британской сети Badoo.com, получившие за 10% своего актива от российской группы «Финам» 30 млн долл.). Сейчас это — единственный способ окупить вложения и выйти из дела с прибылью. В противном случае не стоит удивляться слухам о том, что козни спецслужб проникают и в некогда свободное пространство Internet.
Игорь Елисеев - главный редактор, i_eliseev@osp.ru