Клиентские терминалы BlackBerry выпускает исключительно сама RIM. О популярности ее устройств и ценности бренда свидетельствует, например, то, что RIM подала в суд на LG Electronics с требованием прекратить применение «BlackBerry-подобных» названий (таких как Black Label, Strawberry и Black Cherry) для обозначения моделей телефонов. Американский оператор сотовой связи Verizon Wireless просил разрешения на использование имен Black Cherry и Blueberry для обозначения новых телефонов LG Chocolate, но RIM его не дала. И хотя Verizon все же задействовал такие названия в своей маркетинговой кампании, в иске RIM этот оператор не упоминается. Зато RIM подавала в суд на Samsung, который назвал свой новый смартфон BlackJack.
Устройство BlackBerry обеспечивает возможности мобильного телефона, почтового клиента, Web-браузера и другие функции беспроводной связи. Впервые оно было представлено в 1999 году, причем на первом этапе представляло собой пейджер, способный принимать электронную почту. Мобильная почта BlackBerry работает по push-технологии, то есть поступающие письма скачиваются постоянно и передаются на терминалы немедленно при появлении на почтовом сервере.
На «ежевичную» поляну
По всему миру BlackBerry используют около 13 млн человек. Наши операторы присматривались к этому сервису уже несколько лет. Основным препятствием к проникновению «ежевичных» устройств в Россию стала необходимость сертификации используемых RIM средств шифрования: компания отказывалась открыть их ФСБ. К слову, эти коммуникаторы популярны за рубежом во многом благодаря тому, что передаваемые с их помощью данные защищены надежными криптографическими методами. Однако в нашей стране все операторы обязаны предоставлять спецслужбам информацию, передаваемую по телефонным сетям, по первому же запросу и в расшифрованном виде.
Из «большой тройки» первой (в октябре 2007 года) сервис BlackBerry запустил МТС — на территории Украины. Стоимость смартфонов BlackBerry, предлагаемых «МТС Украина», составляет примерно 400 долл., а ежемесячная абонентская плата — около 60 долл. Установка и настройка корпоративного программного обеспечения для ретрансляции почты обходится в 8,3 тыс. долл. В ноябре прошлого года «ВымпелКом» и МТС получили временные разрешения от Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ РФ на ввоз терминалов и ПО BlackBerry в Россию.
«Билайну» разрешили ввезти 1050 устройств BlackBerry 8700g, которые в компании считают наиболее популярными и «продвинутыми». Примерно 8 тыс. аппаратов 8100 Pearl, 8300 Curve, 8700g и 8800 сможет ввезти МТС, намеревающаяся получать разрешения на ввоз по мере роста числа абонентов BlackBerry. Операторы обещают неприкосновенность коммерческой и частной информации, передаваемой по каналам мобильной почты. Согласованная с ФСБ РФ схема реализации услуг полностью отвечает требованиям отечественного законодательства. Однако сервер Blackberry будет устанавливаться не рядом с почтовым сервером клиента (как делается во всем мире), а в офисе оператора связи. Помимо самого клиента доступ к нему смогут иметь спецслужбы. Государство оставило за собой право вмешаться в тайну мобильной переписки в тех случаях, когда дело касается раскрытия преступлений.
Кому по вкусу «ягодка»?
BlackBerry не случайно считается стандартом корпоративных систем мобильной почты. Особенности решения — закрытое ПО и собственная операционная система, хорошо интегрируемая с большинством систем электронного документооборота.
Раньше сотрудникам международных компаний, находящимся в России, приходилось подключаться к серверу мобильной корпоративной почты по роуминговым тарифам, поскольку этот сервер располагался где-то в Европе. Кириллица, естественно, не поддерживалась, услуги голосовой связи обходились очень дорого. Кроме коммуникатора BlackBerry нужно было носить с собой сотовый телефон, подключенный к услугам местного оператора связи. Неудивительно, что транснациональные корпорации с нетерпением ожидали появления «ежевики» в России.
Но международные корпорации — довольно узкая рыночная ниша для наших сотовых операторов. С чем еще связан интерес в России к недешевому импортному сервису? Может быть, и для российских компаний такое решение полезно не только с точки зрения поддержания имиджа? Ирина Осадчая, пресс-секретарь «Мобильных ТелеСистем», поясняет: «Многие лидеры российского бизнеса «вышли» из филиалов международных компаний. Зная об удобстве BlackBerry, они уже не соглашаются на меньшее». В отрасли даже возник феномен BlackBerry experience: после знакомства с BlackBerry пользователи не могут себя заставить применять другие устройства для работы с корпоративной почтой и приложениями.
Среди особенностей решения RIM Ирина Осадчая отметила применение уникальных алгоритмов сжатия данных, позволяющих вывести работу с приложениями на принципиально новый уровень. Данные, поступающие от всех корпоративных приложений, автоматически переформатируются сервером, чтобы корректно отображаться на экране смартфона, и сжимаются для оптимизации трафика. Получается, что среднемесячное потребление трафика активным абонентом сервиса BlackBerry составляет всего 5 Мбайт. Обеспечивается быстрая загрузка приложений, причем пользователь может сам выбрать, какая часть приложения ему нужна для более подробного рассмотрения. Изображение «догружается» с более высоким разрешением с помощью нажатия одной кнопки. Специалисты утверждают, что BlackBerry способен «прочитать» практически любое приложение без установки дополнительного ПО.
В МТС считают, что при активном использовании мобильной почты сервис BlackBerry может обойтись дешевле предлагаемых сегодня услуг. Абоненты BlackBerry не платят за объем поступающей корреспонденции, а в других системах загрузка приходящих вложений выливается в копеечку. В портфеле продуктов МТС для мобилизации корпоративных информационных систем BlackBerry занимает строго определенное место. Единственным недостатком сервиса является ограниченный выбор моделей устройств.
Достойные альтернативы
Многие специалисты все же считают, что массовому пользователю не потребуются большинство поддерживаемых BlackBerry функций. Российские компании могут подписываться на фирменный сервис мобильной почты, руководствуясь скорее имиджевыми соображениями, чем беспокойством о защите каналов информации. Схожей точки зрения придерживается и «МегаФон», который тоже присматривался к «ежевичным» смартфонам, но выбрал конкурирующее решение Nokia IntelliSync. На базе этой платформы «МегаФон» запустил услугу MegaSync. Но третий по величине сотовый оператор нацелен на другую аудиторию — массовый рынок, и ему проще не продвигать специализированные устройства для реализации почтового сервиса, а добавлять его поддержку в широко доступных моделях телефонов.
Василий Кузичев, директор по развитию бизнеса «МегаФон-Москва», считает страсти по BlackBerry насаждением в России раскрученного западного бренда. «Для расширения функциональности, обеспечивающей работу с документами Office, можно купить смартфон на базе ОС Symbian, — говорит он. — Ассортимент таких аппаратов достаточно широк и включает в себя даже модели с qwerty-клавиатурой».
Разумеется, корпоративные клиенты нуждаются в защите почты от посторонних глаз. Именно защищенность и преподносится как главное достоинство Blackberry. Но, как справедливо отмечает представитель «МегаФона», Blackberry отправляет сообщения корпоративной почты через серверы, расположенные за океаном, а это — дополнительное звено в цепи. Проще организовать защищенное VPN-соединение через GPRS/EDGE-сети, и именно так поступают большинство российских компаний. Не в пользу Blackberry свидетельствует и цена «входного билета»: фирменный сервис требует установки специального сервера (за несколько тысяч долларов) и покупки мобильного терминала каждому сотруднику (по несколько сотен долларов за штуку). Кузичев добавляет, что в MegaSync используются схожие с Blackberry алгоритмы сжатия: в стандартном режиме — протокол MZ 77.
Фактически, почта является лишь одним из функциональных блоков IntelliSync. Помимо этого предоставляются возможности удаленного управления устройствами (загрузка данных и программ, удаленное выключение устройств и стирание данных с их памяти), голосовые услуги и т.д. Однако в отношении электронной почты решения схожи. Отличие заключается лишь в том, что BlackBerry обеспечивает шифрование данных на пути от собственного сервера до клиентского устройства, а IntelliSync работает через беспроводные VPN-сети (дополнительно трафик не шифруется).
Решение Nokia может взаимодействовать с разными операционными системами и программными средами мобильных телефонов (от Windows и Symbian до J2ME и BREW), но MegaSync пока работает только с аппаратами Nokia Series 60 3rd Edition. Еще один минус BlackBerry — отсутствие поддержки HTML-формата в мобильной почте.
Решение BlackBerry привязано к конкретному оператору, весь трафик идет через него. В IntelliSync по умолчанию это не так, но операторы тоже стремятся привязать пользователей к своей сети передачи данных. Вместе с тем операторы, как правило, не взимают фиксированной абонентской платы за подписку на сервис мобильной почты, и пользователь оплачивает количество переданной информации. Как уже отмечалось, в зоне обслуживания домашней сети пользователь Blackberry не платит за GPRS-трафик.
Поскольку в России главное преимущество Blackberry (криптозащита переписки) оказывается под вопросом, то с финансовой точки зрения вложения в данный сервис не кажутся достаточно обоснованными. Конечно, имидж компании дорогого стоит. Элитный продукт, предназначенный для узкого сегмента рынка, вызывает трепет у отечественных бизнесменов, и частые упоминания о Blackberry в прессе способствуют этому. Однако альтернативных предложений скоро будет более чем достаточно. Microsoft анонсировала поддержку технологии push-e-mail в пятой версии ОС Windows Mobile. Компании Nokia и SonyEricsson купили лицензии на почтовое ПО у RIM и внедрили технологии этой фирмы в некоторые модели своих телефонов. Другие поставщики коммуникаторов, в частности Palm, пошли по пути создания собственных почтовых клиентов.
Сравнительная характеристика мобильных почтовых сервисов МТС
Услуги для SOHO
Запуская сервис BlackBerry, операторы не забывают и о тех пользователях, которым не нужны специализированные устройства для работы с мобильной почтой. Скажем, МТС поспешила развернуть сходное с MegaSync решение «Почт@ Онлайн». В отличие от BlackBerry и запущенного в 2006 году «Офис онлайн», оно адресовано небольшим фирмам, не имеющим собственного штата ИТ-специалистов.
«Почт@ Онлайн» позволяет работать с электронной почтой (не только корпоративной) на основе push-технологии. Клиенту не требуется покупать и устанавливать новое сетевое оборудование, менять аппараты сотрудников или устанавливать на них дополнительное ПО. Сервис поддерживается практически всеми моделями, причем клиент может сам выставить требуемый уровень защиты почты. Письма и приложения автоматически адаптируются под модель терминала. Текстовые документы удается читать даже на простейших устройствах, на которые они приходят в виде SMS. Адаптация приложений предполагает компрессию данных для оптимизации расходов на трафик WAP-GPRS и ускорения работы.
Пользователь может менять параметры доставки, устанавливать фильтры, добавлять и удалять почтовые ящики. Администратор системы, в свою очередь, получает возможности контроля над использованием сервиса сотрудниками, изменения уровней и паролей доступа, установки и удаления почтовых ящиков. Подключение почтовых серверов клиента к сети МТС осуществляется как через Internet (с защитой по протоколу SSL), так и по выделенному каналу.
«ВымпелКом» предлагает более простой вариант мобильного доступа к электронной почте: его сервис «Мобильная почта» лишь синхронизирует корпоративную почту со смартфоном.