В начале февраля руководство ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», предоставляющего телекоммуникационные услуги юридическим и физическим лицам в городах Поволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов, представило журналистам итоги деятельности оператора в 2007 году и стратегию его развития на ближайшие семь лет.
Компания «ЭР-Телеком», работающая на отечественном рынке с 1999 года, пять лет назад приступила к строительству на территории страны городских универсальных телекоммуникационных сетей. Сегодня такие сети развернуты в 15 городах, уже весной к ним прибавятся еще два – Новосибирск и Нижний Новгород. Как пообещал журналистам генеральный директор компании Андрей Семериков, в нынешнем году оптическими сетями «ЭР-Телеком» во всех городах присутствия будет охвачено 100% зданий этажностью не ниже пяти. На базе развернутых сетей абонентам предлагаются услуги аналогового и цифрового кабельного телевидения, широкополосного доступа, IP-телефонии, аренды каналов связи, организации домашних офисов.
Основными клиентами «ЭР-Телеком» являются физические лица, на долю корпоративных пользователей приходится менее 2% абонентской базы. По состоянию на конец 2007 года монтированная емкость оператора охватывала 2,27 млн домохозяйств (увеличение за год на 72%), число абонентов составило 878 тыс. (138%). При этом основной прирост числа подписчиков пришелся на услуги КТВ (105%) и ШПД (275%). В результате именно эти два типа сервисов сегодня востребованы в наибольшей степени: 71% всех клиентов компании являются подписчиками на услуги КТВ, еще 28% - пользователями услуги широкополосного доступа в Internet. В настоящее время у оператора имеется постоянная очередь на подключение услуг в размере 10-15 тыс. абонентов, тем не менее время удовлетворения поступающих заявок составляет 2-3 дня. Отток абонентов КТВ в минувшем году составил 12,7% (типичные показатели для европейских операторов лежат в диапазоне 8-10%), или 63 тыс. подписчиков на базовый пакет программ кабельного телевидения. Это была сознательная политика оператора по отключению неплательщиков в целях сокращения дебиторской задолженности.
В территориальном плане почти пятая часть всех клиентов находится в Перми – городе, в котором компания начинала свою деятельность, 15% проживают в Самаре, 11,5% – в Волгограде. На пресс-конференции особо подчеркивалось, что по уровню проникновения и конкуренции некоторых услуг отдельные региональные рынки уже опередили Москву и Санкт-Петербург. Так, Ижевск характеризуется крайне жесткой конкуренцией в сегменте услуг ШПД, на котором представлено пять федеральных операторов связи. В результате тарифы на эти услуги в городе сегодня ниже московских. Показательна ситуация в Перми, где уровень проникновения услуг КТВ, если учитывать и базовый, и социальный пакеты, составляет 82%, и лишь 18% жителей смотрят передачи эфирного телевидения. Общероссийский же уровень проникновения КТВ примерно равен 30%, а услуг доступа в Internet – около 25%. Отмеченная ситуация позволила оператору в прошлом году запустить в отдельных городах продажи пакета услуг Triple Play, которые в последние месяцы доминировали в общем обороте.
Выручка «ЭР-Телеком» в 2008 году увеличилась на 234% и достигла 1,28 млрд руб., затраты превысили ее на 57%, составив около 2 млрд руб., 40% операционных затрат было связано с подключением новых абонентов. По заявлению руководства компании, убыточность оператора является плановой и соответствует общей стратегии развития. В то же время доходы росли опережающими темпами, поскольку строительство городских сетей вступило в завершающую фазу. Немногим более половины совокупного дохода принес сервис ШПД, причем доля услуг корпоративным клиентам составила 14% (в Перми – 32%), на сервис КТВ пришлось 42,9% оборота, на дополнительные услуги (телефония, реклама, цифровой контент) – 5,7%.
28 декабря 2007 года была утверждена долгосрочная стратегия развития оператора. Предполагается, что в ближайшие годы именно дополнительные услуги будут обеспечивать основной рост бизнеса: уже в текущем году число пользователей IP-телефонии вырастет относительно текущего уровня более чем в восемь раз, а к 2014 году рост окажется 70-кратным. За 2008 год монтированная емкость должна увеличиться на 44% (до 3,26 млн квартир), и уже в 2010 году этот параметр должен выйти на стационарный уровень (около 3,72 млн домохозяйств). Рост количества абонентов КТВ, включая цифровой сервис, за 2008 год составит 59%, абонентов ШПД – 90%, а общее число абонентов увеличится на 75% и достигнет 1,53 млн.
Объем совокупной выручки на 2008 год запланирован равным 2,93 млрд руб. (рост на 129%), затраты – на уровне 3,9 млрд руб. (рост на 95%). Текущий год станет последним планово-убыточным периодом в деятельности компании, в 2010 году операционная рентабельность, исчисляемая по чистой прибыли, достигнет 19%, а в дальнейшем компания намерена вывести этот показатель на среднеотраслевой уровень 25-30%. В 2014 году выручка оператора должна превысить 13 млрд руб. Во второй половине следующего года фирма намерена осуществить первичное открытое размещение акций в целях реструктуризации долгов и привлечения новых финансовых ресурсов для развития. В этой связи уже начат переход на предоставление аудированной финансовой отчетности. По данным «РБК daily», руководство «ЭР-Телеком» сегодня оценивает компанию примерно в 500 млн долл., а на бирже будет размещено не более 25% акций.
Уже в этом году компания намерена выйти на лидирующие позиции (т.е. обслуживать более 50% от общего числа клиентов) на рынке КТВ в 15 городах, в которых уже сегодня предоставляет услуги абонентам. К концу 2009 года того же результата планируется достичь и в сегменте ШПД, причем во всех 17 городах присутствия. К 2014 году фирма намерена занять 60-65% телекоммуникационного рынка в городах присутствия и 9-10% всего российского рынка услуг КТВ. Аналитики компании ведут постоянный мониторинг развития рынка в 59 городах России (помимо городов присутствия оператора), на рынках Европы и стран ближнего зарубежья. Руководство «ЭР-Телеком» не исключает, что после 2009 года оператор продолжит региональную экспансию, в том числе и за пределами России.