Ясно, что софтверному гиганту нужно как-то изменять линию фронта с Google и продвигаться в Web-пространство по другим направлениям, в том числе заниматься комбинацией сервисов и настольного программного обеспечения. Это может подстегнуть создание новых инструментов для корпоративных пользователей.
Что произошло?
Пока Microsoft лишь предложила купить Yahoo. Сделка еще далека от завершения, но мяч уже в игре и теперь находится на стороне Yahoo. Вопрос состоит в том, как руководство Yahoo отреагирует на предложение. Microsoft заявила, что надеется закончить приобретение во второй половине 2008 года. При положительном исходе сделки Microsoft ждет крупнейшее приобретение за всю долгую историю корпорации. На этом фоне смотрятся карликами те 6 млрд долл., которые она заплатила в прошлом году за онлайновое агентство aQquantive.
О чем идет речь?
У Microsoft три простых ответа: поиск, реклама, сервисы. Microsoft и Yahoo заметно уступают в поисковой игре стремительно набирающей силу Google, чья доля на американском рынке услуг поиска по Internet возросла с 51,7% в IV квартале 2006 года до 58,4% в конце 2007 года (по данным comScore). За то же время процент поисковых запросов через Yahoo упал с 27,6 до 22,9%, а запросов с помощью сервисов Microsoft — c 10,4 до 9,8%. С такой форой Google сможет успешно продвигать и прочие сервисы (типа офисных приложений), что ущемляет интересы Microsoft в соответствующих сферах.
Было ли подобное раньше?
Да. Исполнительный директор Microsoft Стив Балмер рассказал, что компании вели переговоры последние 18 месяцев. В прошлом году Yahoo заявила, что время для сделки еще не пришло, но сейчас такую версию уже нельзя было бы воспринять всерьез. Исполнительный директор Yahoo Джерри Янг сообщил, что поворот фирмы от падения к росту прибыли может произойти не ранее 2009 года. Говорят, Балмер лично звонил Янгу, чтобы обсудить предложение.
Зачем покупать на спаде?
Акции Yahoo упали до уровня ноября 2003 года. Руководители компании заявили, что в феврале будут уволены 1 тыс. сотрудников. Microsoft не найти лучшего момента: именно сейчас акционеры и другие лица, заинтересованные в финансовом успехе Yahoo, могут потребовать от совета директоров этой фирмы согласиться на предложение Microsoft.
Есть ли технологические пересечения?
Самые крупные пересечения имеются в стратегических областях: Microsoft и Yahoo имеют собственные поисковые платформы и сервисы онлайновой рекламы. Их слияние потребует немалых инженерных усилий. Microsoft заявляет, что единая рекламная и общая поисковая платформа обеспечат экономию операционных затрат и высвободят ресурсы инженерных команд для будущих инноваций. Результатом станет повышение эффективности и улучшение качества услуг для рекламодателей и поставщиков контента.
Что с другими технологиями?
Наряду с кумулятивным эффектом возникнут и некоторые противоречия. Сделка однозначно затронет интересы конечных потребителей, но есть надежда, что пользовательские сервисы однажды перейдут в мир корпоративных информационных систем (вспомните о мгновенных сообщениях). Задача Microsoft состоит в том, чтобы не оттолкнуть клиентов Yahoo, закрыв сервисы или встроив их в новые рамки. Потребители могут уйти к Google, большинство сервисов которой бесплатны и не требуют ничего, кроме персонального компьютера. «Активами сделки являются именно пользователи, и Microsoft нужно найти к ним очень осторожный подход», — подчеркивает аналитик Burton Group Майк Готта.
Чем поможет Yahoo?
В дополнение к огромной инсталлированной базе продуктов Microsoft Yahoo даст новому владельцу Flickr (возможно, самый популярный в мире сайт, предназначенный для обмена фотографиями) и ресурс del.icio.us (служащий для обмена Web-ссылками). К тому же у Yahoo есть Pipes (инструмент агрегации и манипулирования смешанным контентом) и Mash (сервис виртуального общения). Наконец, Yahoo обладает Zimbra, программным пакетом следующего поколения для организации совместной работы на базе стандарта AJAX. «По архитектуре и восприятию Zimbra — самое современное приложение, реализующее функции групповой работы. Команда разработчиков Exchange, безусловно, захочет пообщаться с командой Zimbra, — уверяет Готта. — Ощущения от использования Zimbra весьма приятны, и создателям пакетов Office и SharePoint не помешает это учесть».
А что с корпоративным поиском?
В конце прошлого года Microsoft представила новую линию корпоративных поисковых инструментов, а в начале наступившего года купила Fast Search And Transfer. У Yahoo есть проверенная временем поисковая технология, которая, вероятно, будет очень полезна при дальнейших разработках корпоративных поисковых систем. Но битва Microsoft c Google на этом рынке мало походит на ту неравную схватку, которая идет в сферах услуг для конечных потребителей и онлайновой рекламы.