Возьмем, к примеру, IP-телефонию: с чего она начиналась десятилетие назад? Конечно, с поиска способов удешевления междугородной и международной связи. И только потом, наигравшись в экономию, пользователи обнаружили, что технологии VoIP позволяют не только сокращать расходы, но и увеличивать доходы компаний — за счет увеличения производительности труда.
Сейчас схожий период становления проходит рынок конвергенции фиксированной и мобильной связи (FMC). И снова клиентам, в первую очередь — корпоративным, требуется весомый аргумент, чтобы принять и поддержать следующий этап объединения коммуникационных технологий. Ведь с технологической точки зрения и IP-телефония — ни что иное, как конвергенция сетей с канальной и пакетной коммутацией.
Весной прошлого года наш журнал опубликовал подробный обзор состояния дел в области FMC (см. «Сети» 2007, №4, статья «Сближение двух миров»). И хотя с момента публикации минул почти год, весь круг описанных там проблем остался актуальным, по крайней мере, для отечественной отрасли. Тогда мы утверждали: в перечне доступных абоненту преимуществ FMC на первое место выходит экономия на телефонных звонках, а потому наивно думать, что сотовые операторы начнут активно инвестировать в развертывание дорогостоящей инфраструктуры IMS и тому подобных решений.
Вероятно, IMS-платформы, их многочисленные расширения и двухмодовые абонентские устройства Wi-Fi/GSM — совсем не то, что отвечает насущным потребностям большинства пользователей. Их время еще не наступило. Зато корпоративные и домашние абоненты прекрасно разобрались, зачем нужны межсетевые шлюзы ТфОП/GSM и какие задачи можно решать с их помощью. Здесь снова напрашиваются логические параллели с развитием IP-телефонии: самыми востребованными и понятными для пользователей решениями поначалу тоже были шлюзы, преобразовывавшие голосовые сигналы в пакеты данных и наоборот. Ситуация повторяется даже с тем настойчивым неприятием межсетевых шлюзов традиционными игроками рынка, которое когда-то демонстрировали телефонные компании, а сегодня выказывают сотовые операторы.
Подводя итоги деятельности в 2007 году, дистрибьюторская компания ИМАГ сообщила, что ее объем поставок GSM-шлюзов по сравнению с позапрошлым годом вырос на 54%. Около 58% выручки пришлись на многоканальные шлюзы с цифровым интерфейсом, которые приобретаются крупными и средними предприятиями. Их стоимость, в зависимости от характеристик модели, измеряется тысячами долларов. Например, один из хитов продаж прошлого года, модель 2N StarGate чешского производителя 2N Telekomunikace, предлагается по цене от 118 тыс. руб., а продукты семейства ITS CGW-P израильской компании ITS стоят от 115 тыс. руб. Оставшиеся 42% продаж ИМАГ обеспечили шлюзы с аналоговым интерфейсом, широко применяемые в сегменте SMB. Стоимость этих устройств начинаются с 9 тыс. руб.
Бурный спрос на это оборудование возник в 2006 году, когда в России законодательно вступил в силу принцип CPP, а звонки со стационарных телефонов на мобильные стали платными. В результате за 2006 год продажи GSM-шлюзов ИМАГ скачкообразно выросли сразу на 89%. Таким образом, делает вывод президент компании Сергей Шаронин, GSM-шлюзы получают у российских предприятий все большую популярность.
Глава дистрибьюторской фирмы не понимает, чем вызвана настороженность сотовых операторов по отношению к продвигаемым его компанией решениям. «Во всем мире операторы связи озабочены повышением ARPU, и самый простой способ заключается в привлечении корпоративных клиентов, наиболее платежеспособной части абонентской базы, — констатирует он. — Предложение операторами GSM-шлюзов заметно облегчает эту задачу, что и подтверждается успехом Vodafone, O2, Telefonica, Orange». Объяснить неприязнь к шлюзам Шаронин может лишь тем, что операторы еще не придумали приложений для данного вида оборудования и, как следствие, не видят выгод от его распространения.
Как ни странно, объяснение главы ИМАГа оказалось довольно близким тому, что рассказали нам представители сотовых компаний из российской «большой тройки». В пресс-службах МТС и «ВымпелКома» первым делом вспомнили про известные аспекты нелегального применения шлюзов и лишь после ряда наводящих вопросов выразили отношение к использованию шлюзов корпоративными заказчиками для минимизации затрат на услуги связи.
«Нынешняя схема работы GSM-шлюзов позволяет абоненту, подключившемуся к сотовой сети, использовать ее мощности для предоставления услуг связи сторонним агентам, получать с них плату и лишать, таким образом, сотовую компанию законных доходов, — отметила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. — Подключение нелегальных пользователей посредством шлюза увеличивает нагрузку на сеть сверх рассчитанной нормы, которая кореллируется с имеющейся номерной базой. Это вредит добросовестным абонентам, а объем трафика, генерируемого в случае незаконного подключения GSM-шлюза, многократно превышает расчетный трафик для безлимитного тарифа».
Сотрудники «Билайна» добавили, что GSM-шлюзы в 99,9% случаев распознаются оператором как источники спам-рассылок. При обнаружении веерных рассылок SMS мгновенно принимаются меры по блокированию соответствующих SIM-карт. Кроме того, абоненты «Билайна» (как частные, так и корпоративные) подписывают договоры на обслуживание, в которых прописывается их обязанность не использовать мобильный телефон в коммерческих целях. И опять же от дополнительной несанкционированной нагрузки на сеть страдают добросовестные абоненты.
Между тем в рамках действующей системы тарификации телефонных звонков выгода от применения межсетевых шлюзов не вызывает сомнений. Если в компании звонки из офиса на сотовые телефоны мобильных сотрудников поступают через городскую телефонную сеть, то при стоимости исходящего вызова 2 руб. в минуту и суммарной продолжительности переговоров 4 ч в день ежемесячно набегает больше 10 тыс. руб. Когда устанавливается шлюз, подключаемый по безлимитному тарифу, ежемесячные расходы предприятия снижаются примерно до 4 тыс. руб. Налицо — экономия в 2,5 раза.
При стоимости простого GSM-шлюза около 10 тыс. руб. данное оборудование окупится через два месяца после установки. По оценке директора по маркетингу ИМАГа Аркадия Дядькина, число российских компаний, оснащенных GSM-шлюзами, исчисляется сотнями. Учитывая общее количество предприятий сферы SMB, особо чувствительных к ценовому фактору, такие результаты можно считать только началом потребительского бума. Дополнительным аргументом в пользу шлюзов является возможность реализации с их помощью функций переадресации вызова, организации многоканального номера и т.д., что приближает эти простые решения к полноценной концепции FMC.
В ИМАГе уверены, что зачастую и междугородние/международные вызовы выгоднее пропускать через сотовые сети. Представители фиксированных операторов, обслуживающих бизнес-сектор, утверждают обратное: тарифы на дальнюю связь у них в среднем в 1,5 раза ниже, чем у сотовых компаний. Честно говоря, второе утверждение кажется более обоснованным, поскольку даже «большая тройка» до сих пор вынуждена пропускать МГМН-трафик своих абонентов через лицензированных провайдеров, коими сегодня являются несколько фиксированных магистральных операторов.
Нельзя исключить того, что некоторые сотовые компании действительно предлагают ТП с безлимитными услугами дальней связи в периоды специальных маркетинговых акций. Но согласно экспертному заключению ФГУ «Учебно-методический центр Россвязьнадзора» (подготовленному по заказу МТС), GSM-шлюзы вообще нельзя задействовать при оказании услуг МГМН-связи: такая схема противоречит требованиям к порядку пропуска трафика в ТфОП, утвержденным Мининформсвязи РФ 8 августа 2005 года.
Ни в МТС, ни в «Билайне» не относят к разряду криминальных те схемы применения шлюзов, которые не предполагают предоставления услуг внешним контрагентам. Но в любом другом случае операторы грозят владельцам GSM-шлюзов серьезными санкциями. МТС борется с нелегальными подключениями абонентов через шлюзы, отслеживая трафик передачи информации от источников. Если оператору удается собрать доказательства незаконного использования шлюзового оборудования (в частности, для оказания возмездных услуг), МТС может обратиться в правоохранительные органы, и несколько подобных дел уже переданы в суд.
Есть прецеденты заведения уголовных дел о незаконном предпринимательстве и в отношении абонентов «Билайна», но чаще всего оператор ограничивается расторжением договора с провинившимся клиентом. В «ВымпелКоме» подчеркивают, что перечень допустимого в сотовых сетях абонентского оборудования регламентируется п.60 Постановления «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи». Там прямо говорится, что абонентское устройство должно соответствовать установленным требованиям, иначе оно может создавать помехи и нарушать работу сети. При несоблюдении пользователем правил эксплуатации абонентской станции или нарушении запрета на подключение к сотовой сети иных устройств оператор связи вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков.
Что касается последнего «обвинительного пункта» в адрес владельцев сотовых шлюзов, в рукаве у поставщиков этого оборудования имеются веские козыри. Аркадий Дядькин из ИМАГа заявляет, что предлагаемое его фирмой оборудование сертифицировано в 2007 году по системе ГОСТ Р именно как GSM-шлюзы. Значит, с точки зрения технической политики нашего государства применение шлюзов в сотовых сетях легализовано. А незаконной может признаваться только деятельность «серых» операторов, которые перепродают трафик безо всяких лицензий.
В приказе Мининформсвязи от 20 сентября 2005 года «Об утверждении правил применения абонентских станций сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800» указано, что каждая радиостанция должна иметь международный идентификационный номер (IMEI). Если шлюз не располагает таким кодом, оператор вправе разорвать договор с абонентом, но в противном случае у него не будет для этого формальных оснований. Дядькин подчеркивает, что ИМАГ поставляет на российский рынок только оборудование c кодами IMEI, следовательно, корпоративные пользователи могут не опасаться за легитимность своих действий.
Хочется успокоить корпоративных пользователей, приобретающих GSM-шлюзы на свой страх и риск. Как выяснилось, отношение сотовых компаний к этим устройствам вовсе не безнадежно — конечно, если речь не идет об их применении в коммерческих целях. В пресс-службе МТС признали, что «рассматривают возможности использования контрагентами GSM-шлюзов в рамках действующего законодательства и в корпоративных целях клиентов». При этом специально оговариваются параметры применения схемы и ограничения объема трафика.
В «ВымпелКоме» от прямого ответа деликатно ушли, сославшись на то, что в портфеле предложений оператора всегда найдутся наиболее подходящий для корпоративного клиента тариф, особые условия обслуживания, скидки и т.д. По запросу конкретного бизнес-пользователя компания готова сформировать очень выгодные тарифы на внутрикорпоративные звонки, поэтому необходимость в установке дополнительного межсетевого оборудования отпадает.