Как сообщила исполнительный директор Федерации Наталья Левина, ее организация финансируется из нескольких источников — членских взносов, штрафных санкций к проигравшим суды ответчикам, выручки за оказываемые юридические услуги, а также из гранта, полученного Федерацией от Президента РФ на развитие «Центра правовой помощи» (сумма гранта составила 1,5 млн руб.).
Впервые Федерация публично заявила о себе в деле «Наталья Кошуба против Coca-Cola». Жительница подмосковных Химок Наталья Кошуба сочла, что регулярное употребление ею напитков марки Coca-Cola привело к обострению имевшихся у нее хронических недугов. В прошлом году при поддержке Федерации Наталья отсудила у Coca-Cola 8 тыс. руб. на поправку своего здоровья.
Второй громкий процесс с участием независимых защитников также датируется 2007 годом. В данном случае к ответу была призвана компания HP: три физических лица при поддержке Федерации обратились в различные суды из-за того, что фирменный сервисный центр затянул ремонт коммуникаторов HP. В двух случаях срок ремонта превысил 12 месяцев, а в третьем составил 200 дней. Суды поддержали требования истцов и постановили выплатить им компенсации на общую сумму 50 тыс. руб.
«Однако HP до сих пор не выполнила эти судебные решения», - заявил Алексей Монахов, старший юрисконсульт Федерации. По его данным, проволочки с гарантийным ремонтом техники HP в России носят массовый характер, так как возможность длительного ремонта была оговорена в самом тексте гарантийного талона на продукцию HP. В нем производитель оставил за собой право ремонтировать неисправную технику сколь угодно долго — в течение любого срока. Узнав об этом, Федерация подала в суд иск в защиту неопределенного круга лиц (потребителей техники HP).
Суд признал позицию Федерации обоснованной и обязал производителя указывать максимальный срок гарантийного ремонта. Это означает, что все пользователи, пострадавшие от длительного ремонта техники HP, могут обратиться к компании с иском и получить неустойку. В настоящее время согласно российскому закону «О защите прав потребителей» гарантийный ремонт любого товара не может длиться более 45 дней. Однако HP установила в своих гарантийных талонах шестимесячный срок ремонта. Компания по-прежнему игнорирует Федерацию как партнера для переговоров по возникающим правовым проблемам.
Монахов не дал четкого ответа на вопрос, каким он видит развитие дела против HP: «Ответчик так и не выполнил решения российских судов. Мы продолжаем попытки найти общий язык с руководством HP, но пока они не принесли ощутимого результата. Если ситуация не изменится в лучшую сторону, истцы потребуют вмешательства в дело судебных приставов.
Еще одно дело, в котором Федерация успела проявить себя в прошлом году, связано с претензией абонента «Билайна» к сервисному центру этого оператора. Один из потребителей пытался отремонтировать свой сотовый телефон. В квитанции, по которой устройство принималось в ремонт, было указано, что гарантийный срок не продлевается на период поломки и ремонта. Налицо прямое нарушение ст. 20 закона «О защите прав потребителей», но «ВымпелКом» проигнорировал многочисленные обращения Федерации по этому поводу. Тогда правозащитники обратились в суд, который удовлетворил их требования к «Билайну» и признал его действия противоправными в отношении неопределенного круга лиц.
Летом 2007 года юридическая служба Федерации обнаружила в универсальном фирменном талоне компании Samsung условие, автоматически лишающее потребителя прав на гарантию при использовании неоригинальных комплектующих, например картриджей для принтеров. Федерация обратилась в суд, и Samsung вскоре согласился урегулировать вопрос путем мирового соглашения. Недавно южнокорейская компания исключила спорное условие из своего гарантийного талона.
Перечисленные победы вдохновили Федерацию на реализацию экспертно-правовой программы «Гарантийный талон». В течение ближайших месяцев три штатных юриста Федерации и семь привлеченных экспертов проведут оценку лояльности потребителям 70 крупнейших производителей потребительских товаров (прежде всего, бытовой электроники зарубежных марок). На первом этапе эксперты проверят на соответствие российским законам гарантийных талонов производителей. Данные об экспертизе талонов будут опубликованы в СМИ. Компаниям-нарушителям Федерация направит уведомления и предложит добровольно скорректировать условия гарантийного обслуживания. Отказников призовут к суду.
Вторая часть «Гарантийного талона» предусматривает независимую проверку качества обслуживания потребителей в авторизованных и фирменных сервисных центрах производителей бытовой техники. По завершении проверки в сервисные центры, допустившие нарушения прав потребителей, также будут направлены уведомления с предложением устранить выявленные недочеты. Наиболее лояльные производители получат от Федерации сертификат, подтверждающий их уважение к российским законам и правам потребителей.
Завершая пресс-конференцию, исполнительный директор Федерации Наталья Левина почему-то без особого энтузиазма в глазах заявила: «Возможно, когда у нас будет больше сил и средств, мы выйдем за рамки потребительской электроники и расширим поле своей деятельности на другие проблемные рынки».
Не секрет, что самые изощренные и социально опасные нарушения прав потребителей в России происходят на рынке недвижимости, в туристической сфере, в области медицинских услуг и коммунально-бытового обслуживания. Но Федерация сфокусировалась на защите потребителей бытовой микроэлектроники. Между тем, на ИТ-рынке качество товаров в основной массе остается довольно высоким, большинство споров обычно разрешаются в досудебном порядке, а суммы исков считаются мизерными. Для оценки уровня сервисного обслуживания крупных публичных компаний юристам вряд ли потребуются подлинная гражданская смелость и высочайший профессионализм. Зато на этом поприще можно снискать широкую известность, которая впоследствии может быть легко конвертирована в твердую валюту. Главное – вовремя подключиться к «талонной» системе.