Подзабытая коммунистическая идея «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям» обретает в наши дни свежее звучание. Тот общественный идеал, который не смогли воплотить в жизнь политики и экономисты, теперь не без успеха пытаются реализовать ИТ-аутсорсеры.
В чем состоит принцип классического аутсорсинга, лишний раз повторять не имеет смысла. Даже не задумываясь о моделях взаимоотношений, подавляющее большинство отечественных и зарубежных компаний уже не раз прибегали к услугам деловых партнеров, специализирующихся на выполнении конкретных бизнес-задач. Например, хорошо известная импортерам растаможка грузов. Ею у нас занимаются фирмы, имеющие богатый опыт общения с таможенными службами, и кто, как не они, умеют сделать так, чтобы любой ввозимый товар быстро и беспрепятственно пересек государственную границу РФ. Разумеется, услуги таких аутсорсеров (называемых в России логистическими компаниями) стоит недешево. Но, как показывает практика и подсказывает здравый смысл, легче заплатить партнеру некую фиксированную сумму, чем самостоятельно оформлять все декларации и разрешения.
На Западе рынок услуг аутсорсинга получил другую уникальную специфику. С недавних пор в кругу высокотехнологичных компаний принято отдавать производство готовой тиражируемой продукции технологическим партнерам из восточной Азии. Избавляясь от непрофильных для основного бизнеса производственных активов, ИТ-компании улучшают свои финансовые показатели, снижают себестоимость товаров, а главное – увеличивают свою капитализацию на Нью-Йоркской фондовой бирже. Американские инвесторы в последнее время вообще охладели к ценным бумагам промышленных корпораций, поскольку те перестали удовлетворять их потребностям в прибыльности вложений. Другое дело – инновационные и сервисные фирмы, главными активами которых является не заводы и оборудование, а накопленные знания. Знания всегда были в цене, а в эпоху «экономики знаний» они превращаются в поистине бесценный ресурс.
Однако все, что мы сказали об аутсорсинге, подразумевает «лоскутный» характер услуг. Специализированные фирмы берут на себя лишь отдельные производственные процессы, а большую часть функций проектирования, производства, рекламы, распространения продукции и сервисной поддержки заказчики по-прежнему вынуждены тащить на себе. Да еще попутно заниматься бухгалтерией, документооборотом, развитием ИТ и прочими вспомогательными видами деятельности.
Кардинально исправить ситуацию взялась компания IBM — крупнейший представитель индустрии ИТ. Именно она ввела в обиход замечательный термин «бизнес по требованию». Начав с оптимизации работы ИТ-служб, мировые лидеры отрасли пришли к осознанию того, что изменения информационной надстройки управления должны быть сопутствующим фактором глубинных преобразований внутри компаний. А гарантировать успех любого проекта позволяет лишь перестройка бизнеса как такового. Поэтому сегодня ведущие ИТ-компании – это и разработчики инновационных технологий, и поставщики готовых решений, и бизнес-консультанты, и сервис-провайдеры в одном лице. С таким арсеналом возможностей они вплотную приблизились к провозглашенной «голубым гигантом» идее предоставления бизнеса (то бишь совокупности эффективных отлаженных процессов зарабатывания денег) по первому требованию клиента.
К счастью, Россия перестает считаться страной, плетущейся в хвосте передовых тенденций. Мы уже почти не отстаем от Запада по распространенности ПК, мобильной связи и по размаху деятельности компаний, занимающихся оффшорным программированием. Вообще нашу страну можно назвать родиной оффшоров, так что аутсорсинговая модель ведения бизнеса нам близка по своей природе. В некоторых случаях отечественные компании могут дать фору зарубежным коллегам — особенно это относится к смелости бизнес-идей и к управлению рисками.
Вероятно, Россия станет пионером и в зарождающейся области комплексного бизнес-аутсорсинга. Стало известно, что один многопрофильный ИТ-концерн, действующий в разных сегментах отечественного рынка, создает совместное предприятие с иностранным участием, которое будет реализовывать мечту любого владельца бизнеса — «деньги по требованию». Эта компания пошла по пути аутсорсинга гораздо дальше, чем IBM, ведь конечной целью всякого бизнес-проекта являет получение прибыли.
Осведомленные источники утверждают, что будущий бизнес-провайдер прорабатывает для особо взыскательных клиентов весьма оригинальные схемы сотрудничества. Они позволят этим клиентам в период действия аутсорсингового контракта удалиться на любой из зеленых островов в теплом океане и наслаждаться там прелестями жизни без ограничений — сколько потребуется. Все непрофильные активы заказчика, не имеющие прямого отношения к пребыванию на райском острове, по условиям контракта перейдут к аутсорсеру. Высвободившиеся время и интеллектуальные ресурсы можно будет направить на разработку свежих бизнес-идей и обдумывание более эффективных способов получения прибыли. По понятным причинам, название компании, собирающейся осваивать новый сегмент аутсорсинговых услуг, пока не разглашается.