В президиуме РАН прошел второй Международный форум по спутниковой навигации, собравший более 1 тыс. делегатов из 25 стран. После памятного январского «разноса», устроенного руководителям Роскосмоса первым вице-премьером Правительства РФ Сергеем Ивановым, атмосфера вокруг ФЦП «Глобальная навигационная спутниковая система» вновь обрела черты оптимизма и благодушия. Примечательно, что на форуме о недавней буре в стакане воды никто не вспоминал, а заместитель руководителя Роскосмоса Юрий Носенко призвал журналистов воздержаться от таких категоричных формулировок, как «разнос» или «обрушился с критикой». По его словам, в январе имело место обычное рабочее совещание, где по-деловому решались проблемы развития ГЛОНАСС.
Место верховного куратора программы в президиуме форума занял Владислав Путилин, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, министр РФ. Он подчеркнул, что российская система спутниковой навигации продолжает жить и развиваться, а ее значение для экономики, обороны и безопасности страны трудно переоценить.
Важнейший принцип работы ГЛОНАСС, закрепленный в прошлогоднем указе Президента РФ, заключается в беспрепятственном предоставлении спутникового сигнала гражданским лицам и коммерческим организациям. А для обеспечения широкой доступности услуг ГЛОНАСС одноименная ФЦП предусматривает разработку отечественной элементной базы (интегральных микросхем), позволяющей массово выпускать комбинированные приемники сигналов ГЛОНАСС/GPS/Galileo.
Вторым докладчиком на форуме был председатель избирательной комиссии РФ Владимир Чуров. Свое участие в конференции он объяснил тем, что дальнейшее развитие избирательных систем, в том числе оперативное получение информации с мест проведения голосований, невозможно без средств спутникового позиционирования. Кроме того, глава ЦИК не понаслышке знаком с историей отрасли космической навигации: его отец, Евгений Чуров, был известным советским ученым и одним из обладателей авторского патента, легшего в основу ГЛОНАСС.
Генеральный конструктор системы ГЛОНАСС и генеральный директор ФГУП РНИИ КП Юрий Урличич рассказал о текущем состоянии проекта создания российской системы глобального спутникового позиционирования, а также о последних изменениях программы и графика работ. Но прежде он постарался развеять всякие сомнения в дееспособности ГЛОНАСС: по его словам, РФ является одной из двух мировых держав (вторая, разумеется, США), имеющих полностью развернутый спутниковый сегмент.
Правда, Виктор Косенко, первый заместитель генерального конструктора ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика Решетнева, кое-что уточнил. По независимым оценкам, сказал он, реальная доступность навигационного поля ГЛОНАСС в Северном полушарии Земли составляет 98%, а глобальная — примерно 91%. Доступность услуг в Северном полушарии для широт выше 35 град. в конце 2007 года вообще не превышала 81%.
Корректировка программы отчасти была вызвана отставанием ее выполнения от намеченного графика, а отчасти — необходимостью ужесточения тактико-технических требований к параметрам предоставления услуг. Главный конкурент ГЛОНАСС на мировом рынке американская спутниковая система GPS/Navstar тоже не стоит на месте и совершенствует свои показатели. А еще через пять лет появится новый серьезный игрок — европейская космическая система навигации Galileo, которая изначально будет использовать высокоточные технологии определения координат на поверхности Земли. Конструкторы ГЛОНАСС ожидают, что Правительство РФ утвердит поправки к ФЦП в самое ближайшее время (надо полагать, еще до избрания нового состава Правительства).
В уточненном варианте на орбиту планируется вывести уже не 18, а 24 основных и шесть резервных космических аппаратов (КА), которые должны увеличить доступность навигационного поля до 99,97%. Согласно наиболее «напряженному» графику, все 24 базовых спутника ГЛОНАСС будут развернуты к концу 2009 года. Как сообщил Урличич, российские ученые разработали такой способ модернизации спутникового сегмента, который позволит довести емкость орбитальной группировки до 30 КА без изменения частотного распределения сигналов.
Параллельно с количественным наращиванием будет вестись качественная модернизация орбитальной группировки путем запуска КА следующих поколений. Сейчас на орбите - 16 действующих спутников первого поколения серии «Глонасс», на смену которым приходят КА «Глонасс-М». В декабре прошлого года завершились летно-конструкторские испытания первого выведенного на орбиту спутника данной серии и начались его зачетные испытания, после чего он будет переведен в штатный режим эксплуатации. В 2010 году руководители проекта намерены приступить к летным испытаниям спутников серии «Глонасс-К», которые смогут генерировать новые навигационные сигналы, повышающие качество местоопределения объектов. Еще через четыре года аппараты «Глонасс-К» намечено модернизировать для выполнения перспективных задач спутникового позиционирования, в том числе обусловленных нуждами оборонного комплекса страны.
Изменения в программе развития ГЛОНАСС затрагивают не только космический, но и наземный сегмент сети. В наземном комплексе управления появится ряд дополнительных элементов, отвечающих за внесение корректирующих поправок к пространственно-временным данным и обеспечивающих высокоточные измерения (с погрешностью 5-7 см на 1 тыс. км протяженности). Весь наземный комплекс будет состоять из центра управления системой и пяти разнесенных контрольно-измерительных пунктов. Но и без применения корректирующих систем точность спутникового позиционирования ГЛОНАСС составит 3-5 м, чего вполне достаточно для решения большинства повседневных задач.
К слову, похожую инициативу реализует администрация американской системы GPS. Представитель ВВС США Марк Круз, отвечающий за эксплуатацию наземного комплекса управления GPS/Navstar, рассказал российским коллегам, что недавно введена программа повышения точности измерений путем дополнительного подключения наземных станций контроля. В результате базовые услуги в системе GPS будут характеризоваться точностью определения координат порядка 1 м. В перспективе, к 2015 году, точность измерений достигнет 0,25 м.