Столь впечатляющей динамики бизнеса одному из крупнейших системных интеграторов страны удалось добиться за счет как внутреннего органичного роста, так и заметного снижения курса американской валюты по отношению к рублю. В том-то и кроется маленькая уловка отечественных ИТ-компаний, рапортующих о ежегодных достижениях: в рублевом эквиваленте увеличение объемов их бизнеса оказалось бы примерно на 10% меньшим.
«Крок» реализовал за год порядка 650 крупных проектов, стоимость которых исчисляется сотнями тысяч долларов. Однако, как отметила заместитель генерального директор по маркетингу Вероника Тараба, системный интегратор берется и за более мелкие проекты, особенно те, которые позволяют нарабатывать компетенцию в перспективных областях.
По словам представителей «Крока», стоимость самых масштабных российских ИТ-проектов достигает 20-25 млн долл. - именно в такие суммы обходится создание высоконадежных корпоративных дата-центров. Какая часть доходов пришлась на поставку решений, а какая — на сопутствующие ИТ- и консалтинговые услуги, в руководстве не уточняют, но традиционно «Крок» является лидером рынка ИТ-сервисов.
Фирма активно наращивает свои отраслевые компетенции. Распределение годовой выручки «Крока» по основным вертикальным сегментам рынка в целом соответствует зарубежной практике ИТ-интеграторов: 37% доходов обеспечил финансовый сектор (99 заказчиков), 5% - предприятия розничной торговли, примерно по 10% - телекоммуникации, промышленность и энергетика, еще почти 20% - государственные заказы. В банковской сфере оказались востребованными практически все технологии и методики построения/модернизации ИТ-систем из арсенала «Крока». Это интеграционные платформы для объединения банковских приложений и данных, системы бизнес-аналитики, контакт-центры, видеоконференц-связь, IP-телефония, решения для центров обработки данных, высокопроизводительные кластеры, услуги аудита в области обеспечения безопасности и многое другое.
Взрывное развитие ИТ в финансовой отрасли первый заместитель гендиректора «Крока» Дмитрий Васильев объясняет выходом банковского сектора на качественно иной уровень развития, борьбой за частного клиента и усиливающимся давлением на рынок зарубежных финансовых институтов, открывающих представительства в нашей стране. Как следствие, российские банки теперь считают обязательным не просто иметь собственные call-центры, но и интегрировать их с внутренними бизнес-приложениями и фронт-офисными системами. Все это необходимо для организации максимально эффективного обслуживания клиентов, обращающихся в банк по разным вопросам.
Финансы и телекоммуникации — самые зависимые от ИТ отрасли. Даже небольшой простой критических важных для бизнеса информационных приложений влечет за собой серьезные материальные потери. Соответственно, в этих областях очень высок интерес заказчиков к созданию централизованных, защищенных и отказоустойчивых архитектур, практическим воплощением которых являются современные дата-центры. На данном фоне существенный рост продемонстрировало направление инженерных систем «Крока», которое наращивает компетенцию в области комплексных систем бесперебойного энергоснабжения и вентиляции. В рамках этого направления значительно увеличилось число проектов создания интеллектуальной инженерной инфраструктуры зданий, причем одним из заказчиков стал диспетчерский центр Московской энергосистемы ЕЭС России.
Учитывая перманентные сложности подключения к распределительным энергосетям, которые испытывают коммерческие предприятия, а также растущие тарифы на электричество, руководители «Крока» полагают, что настало время предлагать альтернативные энергетические центры, работающие на природном газе и дизельном топливе. Пока это семейство решений, самое экзотическое в портфеле системного интегратора, не приносит ощутимых доходов. Однако в компании надеются, что уже вскоре усилия по продвижению энергоцентров на базе газопоршневых и газотурбинных генераторов окупятся сторицей.
Главные вызовы телекоммуникационной индустрии бросают стремительно развивающиеся Internet-ресурсы формата Web 2.0 и активное потребление мультимедийного трафика конечными пользователями. Директор департамента телекоммуникаций «Крока» Наталия Дьяконова подчеркнула, что необходимость радикальной модернизации сетей доступа подчас становится непосильной задачей для мелких операторских компаний, и их поглощают более крупные игроки. У последних, в свою очередь, имеются каналы связи с избыточной пропускной способностью, поэтому рост объемов мультимедийного трафика им только на руку, так как он позволяет быстрее окупить инфраструктурные вложения. Самыми «горячими» темами отрасли становятся управление доставкой контента, контроль над работоспособностью, мониторинг производительности сети и серверов услуг. «Крок» считает целесообразным усиленно наращивать свои знания и прикладной опыт в сфере контент-менеджмента, сотрудничая, в первую очередь, с операторами мобильной связи.
Очевидными «точками роста» российской ИТ-индустрии в ближайшем будущем останутся строительство ЦОДов, а также интеграционные/оптимизационные проекты, охватывающие уровни бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры. Вместе с тем представители «Крока» видят огромный потенциал развития промышленных ИТ-систем, работающих на стыке АСУ ТП и бизнес-приложений верхнего уровня. Естественные социально-экономические процессы, такие как перетекание в столицу квалифицированных кадров, нарастание их дефицита в регионах, консолидация зрелых рынков и т.п., подталкивают многих ведущих системных интеграторов к развитию услуг комплексного ИТ-аутсорсинга. В «Кроке» к этой тенденции относятся с осторожностью, ведь пока в области аутсорсинга сложно зарабатывать крупные суммы. Тем не менее аутсорсинговую компетенцию тоже решено развивать, чтобы не остаться в стороне от глобальных трендов.