О нынешней ситуации, актуальных тенденциях и прогнозах рассказал президент ассоциации «Internet и бизнес» Алексей Беляев.
Он отметил рост активности аудитории Рунета, которая теперь меньше зависит от времени суток и дня недели. Основным местом выхода в Сеть все чаще становится дом. Трафик вечером увеличивается втрое, а «часом пик», по данным LiveInternet, можно назвать 22 часа московского времени. Отметим: в прошлые годы большинство пользователей выходили в Сеть в рабочее время.
Эксперты ассоциации оценили и прирост аудитории Рунета: он составил 29% за год. Первоначальный технический подсчет показал 42%, но затем была проведена корректировка с учетом доли российских пользователей, разнообразия браузеров и роста числа мест доступа.
Аудитория Рунета перестала быть однородной. Теперь она включает в себя различные возрастные и социальные группы, но в целом остается более высокодоходной и активной, чем «среднестатистический житель» страны.
По данным TGI-Russia, только 7% домашних пользователей в Москве выходят в Internet с помощью Dial-up, а основная часть (87%) уже переключилась на широкополосный доступ. Соединения через GPRS составляют лишь 3,7% сессий. В регионах ситуация скоро приблизится к московской, но пока там 33,3% подключений приходятся на Dial-up, а 51,3% - на разные виды ШПД.
Бум социальных сетей привел к тому, что весной 2008 года в них насчитывалось порядка 45 млн пользовательских профилей. Особенно внушительно эта цифра выглядит в сравнении с числом пользователей в начале 2007 года - 3 млн профилей. В Рунете зарегистрировано 6 млн блогов, причем число активных блогов остается практически неизменным. Российские фотохостинги содержат около 1 млрд фотографий (рост за год - в 2,5 раза).
Что делает пользователь в Сети? Аналитики приводят разные цифры, но распределение мест по роду деятельности сохраняется. Больше всего времени уделяется поиску информации. Рост числа ответов поисковых систем составил 40% за год (14,4 млрд в 2007 году и 10,2 млрд в 2006-ом). В разгар рабочего дня поисковые машины Рунета обрабатывают почти 1 тыс. запросов ежесекундно.
На втором месте - электронная почта. В главных почтовых системах Рунета число зарегистрированных почтовых ящиков приближается к 90 млн; ежедневно их посещают примерно 9,5 млн человек. Немного меньше времени занимает чтение новостей.
В области Internet-рекламы, по словам Беляева, происходит сближение контекстной и медийной рекламы, наблюдается активное использование инструментов таргетинга. В ближайшем будущем можно ожидать изменения структуры рынка сетевой рекламы. Объема 1 млрд долл. этот рынок достигнет в текущем или следующем году.
В течение ближайшего года региональная Internet-аудитория станет расти заметно быстрее, чем в обеих столицах, а кроме того, продолжится экспансия провайдеров в «глубинку». В очередной раз эксперты ассоциации «Internet и бизнес» делают ставку на усиление активности крупных мировых игроков на российском рынке Internet-услуг. Как считает Беляев, наступает время «тяжелого» контента, поэтому можно ожидать появления новых сервисов легальной on-line-продажи музыки и клипов. Вместе с тем замедлятся темпы роста сегмента социальных сетей.
В рамках конференции прошел «круглый стол» на тему «Исследования в Internet: что нового за прошедший год», на котором выступила исполнительный вице-президент comScore Линда Абрахам. Недавняя публикация февральского исследования сomScore буквально шокировала Рунет-сообщество, так как показала, что Internet в нашей стране используют только 15 млн человек. Кроме того, сomScore опровергла все привычные представления о сайтах, являющихся лидерами по посещаемости среди российских пользователелей. К примеру, доля популярного за рубежом сервиса видеоконференц-связи Connexus в России составила 18,9%, превысив результат работы компании Sup, владеющей Livejournal (17,8%). Не менее странно, что Web-сервисами Microsoft пользовались 33,3% отечественной аудитории, а на сайты «Одноклассники.ру» и «В контакте» пришлись лишь 29,9 и 29,6% соответственно.
Линда Абрахам пояснила, что поведение пользователей в Рунете ее компания исследует на основе панельного исследования. Другими словами, изучаются действия выборочной группы, состоящей примерно из 18 тыс. пользователей. Проблема состоит в том, что ПО, отслеживающее поведение пользователя, имеет англоязычный интерфейс. Следовательно, «подопытные» априори принадлежат к англоговорящей аудитории Рунета, что сильно понижает репрезентативность выборки.
Видимо, даже если размер выборки увеличится, как обещает компания, до 20 тыс. человек, этого все равно будет мало для изучения Рунета в целом. Но компания заинтересована в точности результатов, поэтому г-жа Абрахам обратилась к Internet-сообществу с просьбой помочь comScore в организации более репрезентативного исследования. По ее словам, русификация анкет и программного обеспечения уже проводится.