К концу текущего года в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет сосредоточено 28 млн подписчиков на эти услуги (85% общего количества). В Западной Европе число клиентов мобильных платежных систем вырастет до 499 тыс., а в Северной Америке - примерно до 1 млн.
Банки могут зарабатывать на этом, расширяя свои платежные каналы, - считает научный директор Gartner Сенди Шен. «Системы мобильных платежей, если их правильно организовать, могут давать доход операторам связи и, в принципе, банкам, – заявила Шен. - Однако с мобильными операторами дело обстоит проще, чем с банками. Финансисты оправдают свои инвестиции, только если станут задействовать мобильный сектор для расширения имеющихся активов и позиционировать платежи как дополнительные банковские услуги».
Gartner определяет мобильные платежи как плату за продукт или услугу с использованием мобильных технологий, в том числе SMS, WAP, USSD и NFC (близкая связь). Аналитики исключают из таких услуг телебанкинг – звонки с мобильного телефона в центр обслуживания, а также разовые транзакции при продаже билетов с помощью мобильных телефонов (платеж осуществляется через терминал абонента, но не обязательно по беспроводной сети). Примерами подлинных мобильных платежей, по версии Gartner, служат покупка товара, оплата парковки, транзита, ежемесячных счетов и денежные переводы.
«Этот сервис быстрее приживется на новых рынках, где многие люди не обеспечены вовсе или недостаточно обеспечены банковским обслуживанием, где мало альтернативных возможностей оплаты товаров и услуг, - отмечает Шен. – На развитых рынках мобильные платежи, вероятно, начнут распространяться как дополнение к уже предлагаемым услугам».
Банкам пора осознать последствия распространения альтернативных сервисов небанковских систем, таких как PayPal или Obopay. Они способны конкурировать с банками за счет пониженной комиссии и повышенной скорости транзакций. К тому же альтернативные платежные системы более активны на мобильном фронте, и если они перехватят инициативу у традиционных финансовых учреждений, это будет угрожать доходному бизнесу последних, связанному с банковскими картами.
Сейчас Азия лидирует по внедрению мобильных платежей, и данная тенденция продолжится. На то есть три главные причины. Во-первых, это ранний запуск таких сервисов в регионе (первопроходцами были Филиппины и Япония). Во-вторых, в регионе имеются большие развивающиеся рынки, скажем Китай и Индия, со значительным числом мобильных пользователей, ущербными банковским обслуживанием и платежной инфраструктурой. В-третьих, Азия шествует впереди всего мира в области развития мобильных сервисов из-за благосклонности к ним конечных пользователей (они весьма лояльны к любым новым услугам).
В Северной Америке и Западной Европе внедрение мобильных платежей пойдет медленнее: в этих регионах платежная инфраструктура устоялась, а «чувствительность» к вопросам защиты весьма высока. Но Gartner ожидает, что передовые технологии мобильных платежей, такие как NFC, ускорят их внедрение: потребители считают бесконтактные платежи привлекательными и удобными.