Впервые в истории российского Internet-сообщества будущий глава государства, избранный президент РФ Дмитрий Медведев, принял участие в работе ежегодного форума РИФ-2008. Однако стоит ли воспринимать его появление в «Лесных далях» как сенсацию? Скорее, было бы странно, если бы он не приехал.
Конечно, Дмитрий Медведев мог бы поприветствовать участников «Российского Интернет Форума» и письменно, чем формально подтвердить курс властей на развитие информационных технологий в нашей стране. В конце концов, правительство могло делегировать и чиновника рангом пониже. Однако избранный президент лично посетил РИФ, чтобы донести свою позицию до тех, от кого зависит будущее российского сегмента Сети.
В тот день в зале заседаний РИФа собрались более 400 человек, определяющих законодательные механизмы функционирования Internet, содержание и внешний вид наиболее популярных сетевых ресурсов. А «опосредованно» будущий глава государства изложил свои взгляды всей российской Internet-аудитории — ни много ни мало 40 млн сограждан, представляющих собой наиболее активную часть населения страны. Многие смогли увидеть выступление Дмитрия Медведева, что называется, не вставая с дивана: в Internet велась прямая трансляция его выступления.
Личное присутствие на РИФе позволило избранному президенту доверительно сообщить, что он тоже является активным пользователем Internet, то есть «такой же, как все». Его выступление не стоит воспринимать как стандартную PR-акцию. Даже после выборов упустить такую возможность пообщаться с избирателями было бы непростительной ошибкой. Одним словом, нам был продемонстрирован образец эффективной политической работы избранного главы государства.
Дмитрий Медведев отдельно поприветствовал развитие в России социальных сетей. Он сообщил, что накануне заглянул на портал «Одноклассники.ру» и обнаружил там множество однофамильцев. И хотя многие из них похожи на него, как две капли воды, он относится к этому с юмором. Тут же избранный президент затронул «тонкий вопрос свободы слова и ответственности». По его словам, законы нужно соблюдать везде, в том числе в Internet.
Впрочем, государство должно проявить в данном вопросе лояльность и терпимость, поскольку российская часть Всемирной паутины только развивается. Именно поэтому власти решили исключить провайдинг из стратегических отраслей отечественной экономики. Таким образом, иностранные инвесторы получили полноправный доступ к отечественным инфраструктурным проектам в сфере Internet. Подчеркивая важность подобных проектов, Дмитрий Медведев заявил, что Internet в масштабах нашей огромной страны становится основным средством общения людей и способствует преодолению цифрового неравенства.
«Вместе с тем стоимость одной и той же услуги доступа к Сети в Красноярске в шесть раз выше, чем в Москве, хотя уровень доходов в регионах намного ниже, чем в столице», — посетовал Дмитрий Медведев. Будущий руководитель страны поприветствовал развитие электронной торговли и других on-line-сервисов, в том числе социально-значимых. В качестве примера эффективного инвестирования государственных средств в виртуальную среду он упомянул портал «Грамота.ру».
Среди первоочередных задач российского Internet-сообщества избранный президент отметил гармонизацию работы сетевых сервисов с действующими и готовящимися нормативными документами. Совершенствование правовой основы функционирования Internet — одна из задач, которую необходимо решать совместными усилиями государства и сетевого сообщества. Также Медведев поддержал мнение о том, что Рунет по-прежнему нуждается в содержательном насыщении сервисов и техническом совершенствовании инфраструктуры.
Что же привнес кратковременный визит будущего президента страны в работу РИФа? Только ли дополнительные хлопоты организаторов форума и определенные неудобства для рядовых участников и представителей СМИ? Если абстрагироваться от привычных суеты и шума, сопровождающих неожиданные «выходы в свет» главы государства, сразу станет виден главный смысл произошедшего: избранный президент подтвердил тождественность взглядов государства и общества на ключевые вопросы развития Internet.