Главной темой третьей ежегодной конференции «Internet и бизнес» (КИБ), организатором которой стала одноименная ассоциация, были легальные способы заработка в Рунете. Президент ассоциации Алексей Беляев начал с определения общей ситуации и актуальных тенденций на рынке. Он отметил рост активности аудитории Рунета, которая все меньше зависит от времени суток и дня недели. Основным местом выхода в Сеть все чаще становится дом. Трафик вечером увеличивается втрое, а «часом пик», по данным LiveInternet, можно назвать 22 часа московского времени. Отметим: в прошлые годы большинство пользователей выходили в Сеть в рабочее время.
Эксперты ассоциации оценили и прирост аудитории Рунета: он составил 29% за год. Первоначальный технический подсчет показал 42%, но затем была проведена корректировка с учетом доли российских пользователей, разнообразия браузеров и роста числа мест доступа.
Расслоение сообщества
Аудитория Рунета перестала быть однородной. Теперь она включает в себя различные возрастные и социальные группы, но в целом остается более высокодоходной и активной, чем «среднестатистический житель» страны.
По данным TGI-Russia, только 7% домашних пользователей в Москве выходят в Internet с помощью Dial-up, а основная часть (87%) уже переключилась на широкополосный доступ. Соединения через GPRS составляют лишь 3,7% сессий. В регионах ситуация скоро приблизится к московской, но пока там 33,3% подключений приходятся на Dial-up, а 51,3% — на разные виды ШПД.
Бум социальных сетей привел к тому, что весной 2008 года в них насчитывалось порядка 45 млн пользовательских профилей. Особенно внушительно эта цифра выглядит по сравнению с числом пользователей в начале 2007 года — 3 млн профилей. В Рунете зарегистрировано 6 млн блогов, причем число активных блогов остается практически неизменным. Российские фотохостинги содержат около 1 млрд фотографий (рост за год — в 2,5 раза).
Что делает пользователь в Сети? Аналитики приводят разные цифры, но распределение мест по роду деятельности сохраняется. Больше всего времени уделяется поиску информации. Рост числа ответов поисковых систем составил 40% за год (14,4 млрд в 2007 году и 10,2 млрд в 2006-ом). В разгар рабочего дня поисковые машины Рунета обрабатывают почти 1 тыс. запросов ежесекундно.
На втором месте — электронная почта. В главных почтовых системах Рунета число зарегистрированных почтовых ящиков приближается к 90 млн; ежедневно их посещают примерно 9,5 млн человек. Немного меньше времени занимает чтение новостей.
В области Internet-рекламы, по словам Беляева, происходит сближение контекстной и медийной рекламы, наблюдается активное использование инструментов таргетинга. В ближайшем будущем можно ожидать изменения структуры рынка сетевой рекламы. Объема 1 млрд долл. этот рынок достигнет в текущем или следующем году.
Прогнозы и факты
Не все прогнозы развития Рунета, озвученные на прошлогодней конференции, сбылись. Так, в законодательстве, регулирующем отношения в Internet, особых сдвигов не произошло. Не в полной мере сбылись и прогнозы увеличения присутствия иностранных игроков на российском on-line-рынке.
Прогноз на ближайший год, который сделала ассоциация «Internet и бизнес», подразумевает широкое распространение таргетинга в области рекламы. Снова говорится о том, что государство проявит больше внимания к Internet. Будут расти инвестиции и, как следствие, продолжатся слияния и поглощения, приобретение долей в онлайновых проектах.
Региональная Internet-аудитория станет расти заметно быстрее, чем в обеих столицах, а кроме того, продолжится экспансия провайдеров в глубинку. В очередной раз делается ставка на усиление активности крупных мировых игроков на российском рынке Internet-услуг. Как считает Беляев, наступает время «тяжелого» контента, примером которого может служить видеохостинг. Поэтому можно ожидаться появления новых сервисов легальной on-line-продажи музыки и клипов. Вместе с тем замедлятся темпы роста сегмента социальных сетей. В области технологий подключения самые заметные изменения будут связаны с более активным использованием полноценного доступа к Internet с мобильных телефонов.
Internet любит счет
Нельзя говорить о тенденциях, не представляя реального размера аудитории Рунета. «Официальные» данные свидетельствуют о 30–40 млн пользователей, но оценки профессиональных исследователей колеблются в пределах 28–33 млн. Агентство comScore вообще обескуражило Internet-общественность, опубликовав отчет, согласно которому в минувшем феврале в России насчитывалось всего 15,9 млн пользователей, и за год их число выросло всего на 25%.
В рамках конференции прошел «круглый стол» на тему «Исследования в Internet: что нового за прошедший год», на котором выступила исполнительный вице-президент comScore Линда Абрахам. Недавняя публикация сomScore февральского рейтинга аудитории российских сайтов шокировала Рунет-сообщество, так как опровергла все традиционные представления о лидерах. К примеру, доля популярного за рубежом сервиса видеоконференц-связи Connexus в России составила 18,9%, превысив результат работы компании Sup, владеющей Livejournal (17,8%). Не менее странно, что Web-сервисами Microsoft пользовались 33,3% отечественной аудитории, а на сайты «Одноклассники.ру» и «В контакте» пришлись лишь 29,9 и 29,6% соответственно.
Линда Абрахам пояснила, что поведение пользователей в Рунете ее компания определяет на основе панельного исследования. Другими словами, изучаются действия выборочной группы, состоящей примерно из 18 тыс. пользователей. Проблема состоит в том, что ПО, отслеживающее поведение пользователя, имеет англоязычный интерфейс. Следовательно, «подопытные» априори принадлежат к англоговорящей аудитории Рунета, что сильно понижает репрезентативность выборки.
Видимо, даже если размер выборки увеличится, как обещает компания, до 20 тыс. человек, этого все равно будет мало для изучения Рунета в целом. Абрахам признала, что темпы роста Internet-аудитории получились несколько заниженными. Но компания заинтересована в точности результатов, поэтому г-жа Абрахам обратилась к Internet-сообществу с просьбой помочь comScore в организации более репрезентативного исследования. По ее словам, русификация анкет и программного обеспечения уже проводится.
Начальник исследовательского отдела компании Sup Борис Овчинников отметил в числе тенденций появление новых исследовательских проектов (Gemius, SpyLOG, «Комкон») и рост профессионального интереса к онлайновой статистике. Среди параметров измерений появится количество времени, проведенного пользователем на сайте. Вообще, исследований станет больше, а их результаты окажутся более информативными, но многовариантность цифр сохранится. Широкое распространение таргетинга в области Internet-рекламы приведет к повышению актуальности исследований социально-демографических характеристик ресурсов.