Все происходит так. Абонент, получающий у «Комстар» услуги безлимитного широкополосного доступа к Internet, устанавливает у себя специальный маршрутизатор Wi-Fi (миниатюрное устройство La Fonera) и предоставляет доступ к своему Internet-каналу другим пользователям. С помощью маршрутизатора создаются две зоны доступа - приватная (для владельца) и гостевая. За свою «доброту» владелец хот-спота вознаграждается возможностью бесплатно пользоваться другими точками доступа Fon Wireless по всему миру. Данные о них отображаются на интерактивной карте, которая обновляется в режиме on-line. Единственное условие авторизации абонента, желающего получать услуги международной сети Fon, — оставлять собственный роутер включенным во время поездок.
По словам вице-президента по стратегии и развитию «Комстар-ОТС» Александра Горбунова, проект будет продвигаться под брэндом «Комстар FON»; первая точка уже работает на Моховой улице в штаб-квартире АФК «Система». Именно «Система» контролирует венчурный фонд Coral Sistema Strategic Fund, недавно ставший одним из акционеров Fon Wireless. Известно, что «Комстар» поделится с Fon Wireless частью доходов от продажи услуг, но структура распределения доходов не раскрывается.
Вице-президент и руководитель комплекса развития инноваций и венчурных проектов АФК «Система» Денис Муратов отметил, что проект соответствует стратегическим направлениям развития холдинга. Речь идет о ШПД «Стрим» и WiMAX-проектах «Комстар-ОТС», с которыми будет увязан «Комстар FON». Напомним, что столичный оператор уже занимался развитием публичной Wi-Fi-сети: несколько лет назад стартовал проект «Комстар Wi-Fi». Сейчас в него входят примерно 150 хот-спотов, установленных в отелях, ресторанах, кафе, аэропортах и на вокзалах. Как рассказал президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев, новый проект дополняет программу развития широкополосного доступа, которая позволяет абоненту всегда быть на связи.
Использование сети Fon выгодно «Комстару» по многим причинам. Это и стимулы для подключения новых пользователей, и бонусы для абонентов «Стрима» (им обещаны льготные условия), и способ увеличения среднего дохода с абонента (ARPU). Муратов добавил, что конкуренция на московском рынке ШПД такова, что практически у всех крупных операторов сравнялись скорости каналов, цены и качество услуг, поэтому сейчас на первый план выходят уникальные предложения. Он полагает, что «Комстар FON» относится к этой категории.
Сначала «Комстар FON» будет ориентирован исключительно на абонентов «Стрима», которым предлагаются роутеры La Fonera и возможность подсоединиться к сети. Они смогут взять роутеры в аренду уже летом. Сначала аренда будет бесплатной, но в конце года планируется ввести абонентскую плату 30 руб. в месяц. Со следующего года «Комстар» собирается предоставлять в аренду беспроводное оборудование абонентам и других широкополосных сетей.
Осенью будут озвучены тарифы на подключение к FON, которые пока не раскрываются. Среди них — как ТП, входящие в пакет «Стрим», так и отдельные предложения. Абонентам, не являющимся пользователями сети FON, придется приобретать карты экспресс-оплаты «Комстара» или прибегать к SMS-авторизации. Оплата будет зависеть от проведенного в сети времени. Продавать карты оплаты станет не только «Комстар», но и сам Fon Wireless – преимущественно в режиме on-line зарубежным пользователям.
Первая поставка роутеров намечена на июль. Ее объем составит 15 тыс. штук, а удвоить этот показатель компания рассчитывает в 2009 году. К 2012 году «Комстар» планирует запустить до 200 тыс. хот-спотов по всей России. В регионы проект «Комстар FON» должен выйти после 2010 года.
Ширина канала для абонентов «Комстара» будет устанавливаться самим оператором, чтобы не ущемлять интересы владельца хот-спота. Абоненты других провайдеров смогут регулировать этот параметр сами.
В чем подвох?
Сложно предсказать успех российского проекта, изначально ориентированного на Европу и США, где многие пользователи живут в одноэтажных домах. Заявленная дальность действия La Fonera в идеальных условиях составляет 100 м, но сигнал от точки доступа, расположенной в квартире с бетонными перекрытиями, иногда даже не проникает во все комнаты. В пределах огромного мегаполиса 30 тыс. домашних точек доступа вряд ли обеспечат хорошее уличное покрытие. А если абонент покинет пределы страны, его может ожидать неприятный сюрприз: никто не даст гарантии, что поблизости от места его пребывания окажется активный хот-спот Fon Wireless.
Кроме проблем с покрытием и падением пропускной способности при удалении от точки доступа такая модель развития сети порождает вопросы возможного проникновения спама, вирусов и нарушений конфиденциальности.
И в завершение – пара слов о конкурентах. Крупнейшей Wi-Fi-сетью в Москве остается Golden Wi-Fi компании Golden Telecom, которая насчитывает 15 тыс. уличных точек доступа. Дальность действия каждой базовой станции — порядка 250 м. Абоненты, использующие проводное подключение к Internet от «Корбины Телеком» (дочки GT), за 250 руб. в месяц получают возможность безлимитной работы в сети Wi-Fi.
Преимуществом анонсированного проекта представители «Комстара» и «Системы» считают практические полное отсутствие капитальных затрат, тогда как сеть Golden Wi-Fi только на первом этапе развития потребовала инвестиций более 10 млн долл.
В России диапазон 2,4 ГГц, используемый для развертывания беспроводных сетей, является лицензируемым. У GT, в отличие от «Комстара», есть такая лицензия, поэтому он может размещать передающее оборудование хоть на внешних стенах зданий. Абоненты «Комстара» будут вынуждены устанавливать хот-споты только внутри помещений, причем положения о предельно допустимой мощности точек доступа Wi-Fi еще никто не отменял.