На место главы МТС утвержден Михаил Шамолин, начавший свою деятельность в этой компании тоже относительно недавно, в 2005 году.
Казалось бы, акционеры АФК «Система» приняли довольно рискованное решение: Меламед только вошел во вкус, добившись первых успешных результатов своих преобразований. Оставаясь на прежнем посту, он мог бы достичь большего, тем более что сейчас оператор переживает очень ответственный момент внедрения услуг третьего поколения. Но нет. Теперь ему предстоит более сложная задача – вдохнуть жизнь в управляющую компанию и вывести ее на качественно новый уровень восприятия инвесторами, которые пока не видят особого резона вкладывать деньги в АФК, предпочитая зарабатывать на акциях ее дочерних предприятий. И в этой задаче ключевая роль отводится харизме Леонида Меламеда, благодаря которой его перевели из РОСНО в МТС и на счет которой записаны многие последние достижения сотового оператора.
В чем же дело? Осенью прошлого года, анализируя ситуацию с кадровыми назначениями в телекоммуникационных компаниях АФК «Система», я имел смелость предположить, что акционеры холдинга столкнулись с серьезным дефицитом талантливых харизматичных топ-менеджеров (см. «Системный кризис»). Нехватку управленческих кадров владельцы «Системы» начали решать двумя традиционными способами – переманивая успешных специалистов из других бизнес-структур и выращивая собственных лидеров. Отметим, что в обоих случаях (если подразумевать «Комстар» и МТС) дело сдвинулось с мертвой точки — не столько в отношении финансовых показателей, сколько в плане корпоративного имиджа.
«ВымпелКом» перестал быть единственным инновационным лидером, за которым неуклюже пыталась поспеть МТС. За последние пару лет сотовый оператор «Системы» перетянул к себе внимание прессы и симпатии пользователей, что тут же отразилось на настроениях фондового рынка. За время правления Леонида Меламеда капитализация МТС выросла в 2,5 раза, достигнув на рубеже 2007-2008 годов исторического пика — свыше 40 млрд долл. Авторитетное агентство Standard&Poor’s два года подряд признавало МТС самой прозрачной компанией на российском рынке, а по рейтингам FT и Millward Brown брэнд МТС впервые среди российских компаний вошел в сотню самых влиятельных мировых брэндов (рыночная стоимость - 8,1 млрд долл.).
Разумеется, все это происходило на фоне стабильного прироста совокупной выручки, чистой прибыли, размеров абонентской базы и позитивных изменений динамики ARPU. Связывать напрямую финансовое оздоровление компании с яркой харизмой ее президента было бы наивно, а вот причинно-следственные связи между оценкой брэнда и лидерскими качествами руководителя при желании можно установить. Вспомним, что в разгар кадрового кризиса в «Системе», когда столичный холдинг отважился на «яйценосный» ребрендинг дочерних предприятий, новый графический образ брэнда был воспринят, мягко говоря, с недоумением. Но сегодня никто и не подумает смеяться над тем, что раньше вызывало только приступы бурного веселья. Мощь брэнда признают даже убежденные скептики.
Новость о назначении Меламеда на должность президента АФК «Системы» оказалась неожиданной лишь на первый взгляд. На самом деле, напряжение информационного поля, формируемого «пиарщиками» МТС, в последние месяцы достигло апогея. Чего только стоит недавнее участие Меламеда в проносе олимпийского факела по улицам Санкт-Петербурга. Тогда же глава МТС сообщил, что Северная столица окажется первым городом в России, где будет запущена в эксплуатацию полноценная коммерческая сеть 3G. И, что удивительно, свое слово он сдержал как раз в день объявления о масштабных кадровых перестановках. Помимо Санкт-Петербурга сетям третьего поколения МТС был 28 мая дан официальный старт в Сочи, Казани и Екатеринбурге – ключевых городах страны по их геополитическому значению.
А за неделю до этого исторического в жизни отечественной отрасли связи события, прошедшего на удивление скромно, крупнейший сотовый оператор СНГ и Восточной Европы заявил о победе над российскими «мытарями», предъявившими к компании налоговые претензии на 1,2 млрд рублей. Арбитражный суд Москвы отклонил апелляционную жалобу ФНС и признал недействительными ее претензии к МТС за 2003-2004 годы, которые по старой доброй традиции налоговики предъявили к провинившейся стороне постфактум, чтобы накопилось побольше штрафов и пеней.
«Пиаровская» машина МТС не забыла и про заслуги преемника Меламеда, Михаила Шамолина. Именно ему зачислены в актив значительный рост доходности операций компании на территории России и двухкратное увеличение ARPU. В ближайшее время Шамолину предстоит доказать, что он – достойный продолжатель дел своего харизматичного предшественника, а на фоне разрекламированных достоинств Меламеда это будет очень нелегко. Впрочем, и самому Меламеду придется не легче. Понятно, что перед ним поставлена не просто абстрактная миссия повышения рыночной стоимости управляющей компании АФК, а конкретно-прозаическая задача – найти адекватный ответ на вызов «ВымпелКома» и «Голден Телекома». Благодаря формально завершившемуся слиянию этим компаниям удалось подвинуть МТС с позиции самого крупного игрока телекоммуникационного рынка России и СНГ. И очевидно, что у поставленной задачи есть всего одно решение – объединить МТС и «Комстар» под общими брэндом и управленческой структурой. Вот тут-то Леониду Меламеду и потребуется проявить незаурядные качества бизнес-лидера, которые до сих пор были преимущественно легендой для СМИ.