Под термином «унифицированные коммуникации» (Unified Communications — UC) подразумевают много разных вещей — в зависимости от того, о какой области идет речь. С точки зрения совместной работы UC означает набор объединенных приложений, обычно выстраиваемых вокруг сервисов электронных сообщений, факса и голосовых сообщений на основе фиксированной связи. Многие производители, продемонстрировавшие на конференции VoiceCon программное обеспечение для совместной работы, включили в него этот основной набор.
Кратко — о выводах, которые позволила сделать конференция VoiceCon. Производители совершенствуют и интегрируют свои ключевые приложения, предназначенные для передачи электронных, факсимильных и голосовых сообщений. Следует ожидать имплементации в готовые коммуникационные решения систем обмена мгновенными сообщениями (Instant messengers — IM). Заказчики начинают понимать, что IM может оказаться очень удобным и быстрым видом связи. Продукты IM, специально разработанные для корпоративных нужд, должны стать более совершенными в функциональном плане и гораздо более безопасными в использовании, чем публичные Internet-сервисы IM.
Однако порой в продуктах UC функционал IM попросту заимствован у публичных сервисов, таких как Google Talk. Это не позволяет добиваться подлинной интеграции унифицированных коммуникаций в корпоративную среду и порождает массу проблем для специалистов по информационной безопасности.
Некоторые продукты UC позволяют работать с прежними приложениями для ПК, такими как Microsoft Office. Это уменьшает время обучения сотрудников и повышает производительность труда. Но бывает, что решения для унифицированных коммуникаций предоставляют собственные наборы приложений, многие из которых имитируют функциональность офисного пакета Microsoft.
Технологии передачи аудио- и видеотрафика встраивают в UC разными способами. Лидеры индустрии, такие как Cisco и Microsoft, практикуют добавление соответствующих устройств или серверов в корпоративную ИТ-систему. Этот подход усложняет жизнь тем компаниям, у которых нет выделенных сотрудников для обслуживания дополнительной аппаратуры или сеть не способна выдерживать лишнюю нагрузку. Другие производители, например 3Com, дают конечным пользователям возможность связываться между собой напрямую, с применением USB-устройств на уровне ПК. Прямая видео- и аудиосвязь устанавливается без обращения к специальным сетевым или серверным аппаратным средствам. Применительно к UC данный подход более других соответствует принципу Plug&Play.
Первые готовые продукты UC были ориентированы на тесную взаимосвязь с УАТС организаций.
Следующим этапом развития UC должна стать интеграция в корпоративные коммуникационные системы средств мобильной связи. Но в этом отношении наблюдается огромный разброс мнений об истинном значении UC. Некоторые считают конечным смыслом унифицированных коммуникаций, прежде всего, интеграцию средств фиксированной и мобильной связи. Такой подход обеспечивает миграцию на мобильные устройства приложений, с которыми пользователи работают в стационарной сети компании. Следуя этой стратегии, в корпоративную систему нужно интегрировать не только Wi-Fi или сотовую телефонию, но и спутниковую связь.
Окончательный выбор зависит от особенностей конкретной коммуникационной среды и критичности поддержки голосовой связи для бизнеса. Можно вспомнить события 11 сентября и ураган в Мексиканском заливе несколько лет назад. В обоих случаях традиционная наземная телефонная инфраструктура вышла из строя первой. За ней отказала сотовая связь — когда иссякли системы резервного питания или были разрушены наземные кабельные соединения. Если компании хотят всегда оставаться работоспособными, им необходимы разные виды голосовой связи и их интеграция в UC.