Как заявил директор РЖД по информационным технологиям Алексей Илларионов, проект создания АСУ ЕСПП поможет разрешить два блока проблем. Один связан с масштабным реформированием административной структуры компании. В частности, сигналом для начала реализации ITSM-проекта стало решение о консолидации ее ИТ-структуры: с апреля прошлого года все ИТ-системы эксплуатируются единым предприятием, созданным на базе Главного вычислительного центра и 17 его региональных филиалов. Другой комплекс задач обусловлен необходимостью повышения эффективности основной деятельности РЖД на фоне нехватки материальных ресурсов.
«Технологическая инфраструктура РЖД практически не развивались на протяжении 15 лет, вплоть до 2003 года, и нам все труднее удовлетворять потребности страны в перевозках», - посетовал Илларионов. Информационные технологии должны придать новый импульс модернизации российской железнодорожной компании.
До создания АСУ ЕСПП поддержка ИТ-пользователей РЖД (а таковых более 9 тыс.) осуществлялась неструктурированно. Система АСУ ЕСПП стала единой точкой взаимодействия пользователей ИТ-услуг с персоналом профильного департамента, причем отношения между ними теперь полностью формализованы, что обеспечило их прозрачность и качество сервисов.
АСУ ЕСПП реализована на платформе HP Service Desk – специализированного решения для автоматизации технической поддержки и внедрения процессов управления ИТ-услугами. На первом этапе реализации подхода ITSM в РЖД были разработаны и запущены пять процессов – управления инцидентами, работами, проблемами, изменениями и конфигурациями, сообщил Оуэн Кемп, вице-президент и генеральный директор «НР Россия».
Однако система покрывает не все телекоммуникационные потребности РЖД. Как заявил Илларионов, в ведении его департамента находится только сеть передачи данных, и в ней АСУ ЕСПП поддерживает сетевые ресурсы РЖД. А за эксплуатацию сетей телефонной и технологической связи в компании отвечает Центральная станция связи РЖД (ЦСС), которая реализует собственный ITSM-проект на базе программного обеспечения, специально разработанного нижегородской фирмой «Транссеть». Потребности РЖД в магистральных каналах связи удовлетворяет «ТрансТелеКом», который также реализует собственный ITSM-проект. Все три проекта взаимодействуют на уровне управления инцидентами.
Сейчас годовой ИТ-бюджет РЖД составляет 18 млрд руб. Сократится ли он после внедрения АСУ ЕСПП на идеологической основе ITSM, глава ИТ-департамента РДЖ не сообщил.