Сергей Липатов: «Если сегодня рыночная стоимость ТТК составляет около 1 млрд долл., то после ребрэндинга она вырастет в 2,5–3 раза»Совет директоров компании «ТрансТелеКом» (TTK) утвердил вторую долгосрочную стратегию развития бизнеса на 2009–2015 годы, которая синхронизирована с планом развития ее главного акционера ОАО «Российские железные дороги». Первая стратегическая задача, поставленная РЖД перед подведомственным оператором (обеспечить возврат инвестиций в строительство магистральной цифровой сети), выполнена к началу года. Об этом сообщил 28 мая президент ТТК Сергей Липатов.

Коммерческая эксплуатация магистральной сети ТТК началась в 2001 году, когда стали действовать основные направления передачи евроазиатского трафика «север—юг» и «запад—восток». В дальнейшем наращивалась протяженность волоконно-оптических магистралей, создавались новые сетевые сегменты, увеличивалась пропускная способность действующих магистралей. В 2007 году общая протяженность цифровых магистралей ТТК составила 53 тыс. км, из которых около 30 тыс. км — это оптическая сеть спектрального уплотнения (DWDM) с пропускной способностью до 50 Гбит/c. Поверх DWDM-каналов функционирует высокоскоростная IP-сеть с поддержкой технологии MPLS, которую Липатов называет самой современной магистральной IP-сетью России. Часть ресурсов ВОЛС по-прежнему выделяется под технологические нужды железнодорожников.

По словам президента ТТК, после завершения первого инфраструктурного этапа компания рассматривала два варианта дальнейшей деятельности: сосредоточиться на предоставлении контент-услуг или заняться строительством сетей доступа. Первый вариант отвергли, поскольку не имело смысла заниматься контентом, не обладая системой доставки услуг. Было решено выводить ТТК на розничные рынки, делая ставку на развертывание сервисов широкополосного доступа к Internet и всех видов телефонной связи (местной, междугородной и международной) для физических лиц и предприятий сферы SMB. В фокус маркетинговой активности компании попадают, таким образом, около 17 млн домохозяйств и более полумиллиона юридических лиц, представляющих сектор малого и среднего бизнеса.

К 2015 году ТТК планирует попасть в число лидеров отечественного рынка фиксированной связи и контролировать в регионах примерно 17% этого рынка. Разумеется, в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных индустриальных центров, характеризующихся высочайшей конкуренцией среди провайдеров услуг ШПД, доля ТТК будет заметно ниже (и даже кое-где близка к нулю). Зато во многих городах Сибири и Дальнего Востока оператор сможет завоевать фактически монопольное положение — с учетом его финансовых ресурсов и возможности снижать расценки на Internet-трафик.

Первый заместитель президента ТТК Андрей Семин-Вадов сообщил, что в инфраструктурные проекты в рамках реализации второго этапа бизнес-стратегии будет вложено порядка 40 млрд руб. Половина этой суммы пойдет на организацию высокоскоростной «последней мили» и розничных продаж, а остальная часть — снова на модернизацию и расширение магистрального уровня сети. В строительство транспортной сети общенационального масштаба уже инвестировано более 800 млн долл., а ее модернизация потребует, как минимум, еще такой же суммы. Семин-Вадов объяснил, что значительная часть отведенных средств потребуется для прокладки резервного глубоководного кабеля Материк — Сахалин — Япония, для подключения новых узлов сети ТТК за рубежом и замены магистральных маршрутизаторов в связи с ростом IP-трафика.

Для организации «последней мили» будет проложено еще 30 тыс. км кабеля, причем магистральному оператору предстоит нелегкая работа по достижению договоренностей с местными телефонными монополистами об использовании принадлежащих им объектов канализации. В технологическом плане предпочтение будет отдано архитектуре гибридных сетей (FTTx+Ethernet), но в тех населенных пунктах, где у ТТК имеется собственная медная инфраструктура доступа, не исключена организация ШПД с помощью технологий xDSL.

ТТК построит собственные сети доступа в 120 городах страны. Иногда будут рассматриваться варианты приобретения местных сервис-провайдеров, если это обеспечит более быстрый и экономически оправданный путь выхода на региональные рынки. Наряду с предоставлением сервисов широкополосного Internet компания выйдет в сегмент частных пользователей с услугами МГМН-телефонии, которые до сих пор предлагались только корпоративным клиентам. Вице-президент ТТК по маркетингу Федор Крупянский считает, что в регионах присутствия нужно получить и лицензии на местную телефонную связь, чтобы образовалась полная цепочка лицензий на голосовые услуги. Однако он убежден, что основным драйвером бизнеса ТТК на розничном рынке в ближайшие годы останутся услуги ШПД. Именно на них отмечается самый большой неудовлетворенный спрос, тогда как проблема телефонизации домовладений в российских городах преимущественно уже решена. Сценарий предложения услуг IPTV и полного пакета Triple Play откладывается на более далекую перспективу.

Реализация долгосрочной стратегии призвана существенно увеличить объемы бизнеса ТТК. Если сегодня оператор представлен в двух секторах отечественного телекоммуникационного рынка (магистральные услуги и МГМН-связь) с совокупной емкостью 240 млрд руб. в год, то с выходом на поле розничных продаж «цена вопроса» увеличится до 600 млрд руб. К 2015 году совокупные доходы ТТК превысят 50 млрд руб., что более чем в 2,5 раза выше уровня 2007 года. По прогнозам Семина-Вадова, общую выручку будут обеспечивать примерно поровну корпоративные и частные потребители. В количественном отношении ТТК намеревается контролировать не менее четверти совокупной абонентской базы ШПД в российских регионах, а это, ни много ни мало, — 2 млн частных пользователей и 160 тыс. юридических лиц.

В планах на текущий год — обеспечить интенсивный старт новому проекту в большинстве региональных подразделений ТТК. К началу следующего года, по словам Семина-Вадова, широкополосные сети должны быть введены в строй уже в 55 городах. Их зона технического охвата составит порядка 450 тыс. домохозяйств.

Магистральному оператору предстоит освоить еще одну область розничного рынка телекоммуникаций — услуги дальней связи. Получив коды выбора МГМН-сети в самом начале этого года, к сегодняшнему дню ТТК предоставляет соответствующие услуги уже более 1 тыс. корпоративных клиентов. Одновременно идут подготовка к запуску массовых продаж таких услуг и обкатка технологии обслуживания частных абонентов в трех пилотных регионах.

Отличительной особенностью предстоящей работы на рынке дальней связи для физических лиц представители ТТК считают упрощенный способ подключения услуги, который подразумевает единственный звонок абонента в операторский центр. Дополнительными плюсами предложения ТТК станут не только выгодные тарифы, но и полностью цифровая сеть связи, принадлежащая компании. Напомним: невзирая на наличие шести игроков на рынке дальней связи, в реальную борьбу за конечного потребителя пока вступили лишь две компании, «Ростелеком» и МТТ. Судя по всему, ТТК станет третьим участником, претендующим на этот рыночный пирог.

Особая роль в стратегии освоения розничного рынка отводится ребрэндингу. Компания потратила на разработку нового фирменного стиля, который сделает ее ближе и понятнее массовому потребителю, сравнительно небольшую сумму (около 500 тыс. долл.), но надеется, что это обеспечит ей прибавку капитализации на миллиарды долларов. Сегодня ТТК не котируется на фондовой бирже, а потому оценочная стоимость фирмы весьма приблизительна и составляет около 1 млрд долл. В ближайшее время, по словам Липатова, оператор тоже не собирается заниматься публичным размещением акций, но его капитализация вырастет до 2,5–3 млрд долл. Возможно, тогда в ОАО РЖД и решат, что время единоличного владения ТТК закончилось, и рискнут продать какую-то долю бизнеса независимому пакетному инвестору.


Участники широкополосной гонки

Самый маститый игрок отечественного широкополосного рынка, «Комстар-ОТС», к концу 2011 года намеревается заполучить 1,5 млн пользователей ШПД и завоевать не менее 50% этого рынка. Компания планирует обеспечить присутствие во всех городах России с населением более 250 тыс. человек. В регионах присутствия его доля на телекоммуникационном рынке может составить в среднем 30%.

Холдинг «ЭР-Телеком» — единственный среди «нестоличных» операторов связи, имеющих федеральные амбиции. В настоящее время его кабельные сети развернуты в 17 крупнейших региональных центрах страны. К 2014 году компания собирается довести количество абонентов КТВ до 1,8 млн, ШПД — до 730 тыс., IP-телефонии — до 580 тыс.

Самый молодой участник региональной широкополосной гонки, фирма Effortel, планирует в 2012 году освоить территорию, на которой проживают 40% платежеспособного населения страны. К тому времени Effortel займет не менее 3% рынка услуг альтернативных операторов связи и получит абонентскую базу, состоящую из 700 тыс. частных пользователей и 55 тыс. организаций.

Альянс «ВымпелКом» — «Корбина Телеком» можно назвать самым агрессивным участником региональной гонки. В прошлом году «Голден Телеком» (вошедший в структуру «ВымпелКома») и «Корбина» запустили проект строительства оптических сетей доступа в 65 городах России. Вложив в развитие сетей порядка 1,5 млрд долл., участники намереваются к 2010 году занять 20% всего российского рынка ШПД. Благодаря вхождению в проект «Билайна» сумма заявленных инвестиций может удвоиться.