Их мнение основано на очевидных тенденциях рынка, таких как госрегулирование и тарифная политика межоператорских расчетов, трансформация бизнес-моделей, практика слияний и поглощений операторских компаний, влияние инновационных технологий и услуг.
Правила игры
По единодушному мнению участников конференции, ведущим стимулом развития фиксированной связи станет дальнейшее проникновение услуг широкополосного доступа (ШПД) к Internet. Основные усилия рыночных игроков будут направлены на регионы, где данный сегмент услуг находится еще в зачаточном состоянии. По информации Сергея Приданцева, президента группы компаний «Комстар-ОТС», уровень проникновения ШПД в регионах не превышает 4%, тогда как в Москве он приблизился к 50%. Неудивительно, что все крупные игроки телекоммуникационного рынка устремили взоры на провинцию. Во многом с региональным развитием связывают и увеличение числа операторов дальней связи, хотя сейчас большая их часть не оказывает реального влияния на рынок.
Развитию ШПД в регионах должны способствовать законодательные нововведения, связанные с взаимоотношениями операторами. Как гласит постановление Правительства РФ, до ноября должны быть разработаны и приняты правила недискриминационного доступа (НДД) к сетевой инфраструктуре операторов связи, занимающих существенное положение на рынке. Эта тема стала доминирующей во многих выступлениях на конференции, чему есть вполне очевидное объяснение: разрабатываемые правила могут серьезно повлиять на развитие рынка и расстановку сил на нем. По словам Сергея Мальянова, заместителя руководителя Федерального агентства связи, утверждение правил НДД — очередной шаг к полноценной демонополизации связного рынка.
В то же время на конференции высказывались серьезные опасения, связанные с сутью разрабатываемых правил. Выступавшие предостерегали от прямого копирования аналогичных правил, принятых несколько лет назад в Евросоюзе. В российских условиях более актуальная задача — обеспечить равный доступ игроков не к медным окончаниям, а к кабельной канализации, инженерным сооружениям и системам электроснабжения. По мнению генерального директора «ЭР-Телеком Холдинг» Андрея Семерикова, следует на государственном уровне разработать правила применения НДД к объектам и сооружениям, необходимым для построения и обслуживания сетей связи, но находящимся в ведении ТСЖ, различных ДЭЗов и РЭУ.
Наверное, пока рано критиковать правила, которые даже не написаны, но практика применения других нормативных документов, направленных на демонополизацию отрасли, заставляет участников рынка заблаговременно проявлять беспокойство. Речь шла, в том числе, о навязывании невыгодных условий присоединения альтернативных операторов связи к сетям существенных операторов. По данным Дмитрия Рутенберга, заместителя начальника управления Федеральной антимонопольной службы, это наиболее частое нарушение, с которым приходится сталкиваться его ведомству. Только в прошлом году было возбуждено 132 дела о злоупотреблении доминирующим положением. Кроме того, зафиксированы случаи повторных нарушений по уже рассмотренным делам. Особенно в этом плане «отличились» ЮТК и «Дальсвязь», хотя в каждой из МРК «Связьинвеста» встречаются повторные нарушения. Некоторые дела заканчивались многомиллионными штрафами.
По мнению Рутенберга, еще не наступило время внесения изменений в действующее антимонопольное законодательство и отказа от госрегулирования рынка. Такую же позицию занимает Галина Жигульская, начальник управления по регулированию деятельности естественных монополий в области связи Федеральной службы по тарифам. По ее словам, рыночные механизмы еще не работают в полной мере, и регулирование тарифов необходимо. Это подтверждается анализом текущих цен: практически все они установлены на предельном уровне, определенном службой по тарифам, и тенденция к снижению расценок на связь не наблюдается. Жигульская осторожно поддержала идею отнесения федеральных сотовых операторов к категории существенных, которая неоднократно обсуждалась на конференции при рассмотрении проблем взаиморасчетов между ними и операторами фиксированной связи.
Не менее острые дискуссии вызвали вопросы целесообразности присутствия в цепочке взаимодействия операторов зонового звена и справедливости правил, определяющих оплату пропуска трафика. Как утверждают представители небольших операторских компаний, сегодня им приходится до 46% выручки отдавать оператору, занимающему доминирующее положение на региональном рынке. Для устранения явного дисбаланса в платежах за пропуск трафика, возникающего из-за учета количества промежуточных коммутаторов, малые операторы начинают строить собственные зоновые сети. По данным гендиректора МТТ Игоря Заболотного, зоновые сети зачастую создают операторы, насчитывающие всего 200–1000 абонентов. К существенным тратам их подвигает то, что в рамках нынешней иерархии взаимодействия сетей телефонной связи малым операторам невыгодны генерация исходящего трафика и получение денег со своих абонентов. Косвенно эту тенденцию подтвердила и Галина Жигульская, чье ведомство ведет постоянный мониторинг тарифов и объемов предоставляемых услуг. По ее словам, в последнее время наблюдается заметное снижение объемов трафика на зональном уровне.
Несмотря на очевидную избыточность уровня зонального оператора, который при использовании современных технологий себя технически исчерпал, в ближайшее время вряд ли произойдут кардинальные изменения правил регулирования рынка. Столь печальный вывод можно сделать уже из явного нежелания чиновников предметно рассуждать на данную тему.
Вся жизнь — борьба
Повышенное внимание к вопросам государственного регулирования и тарифной политики в области связи напрямую связано с обострением конкуренции на рынке фиксированной связи. Причиной нового передела рынка является желание московских операторов выйти в регионы, где, как уже отмечалось, имеются огромные перспективы роста бизнеса. В ряде докладов приводились данные, показывающие всю глубину цифровой пропасти между российской глубинкой и столичными городами. Информация докладчиков немного различалась, но это картины не меняло: в регионах (в том числе крупных городах) число компьютеров, пользователей Internet и линий ШПД — в 5–10 раз меньше, чем в Москве. Приходится констатировать, что региональные компании «Связьинвеста» не способны удовлетворить потенциальный спрос населения страны и коммерческих клиентов на современные услуги связи. Этот факт и начавшаяся демонополизация рынка связи открыли столичным операторам новые горизонты для работы в регионах.
Чтобы реализовать непростую задачу скорейшего освоение регионов, операторы спешно консолидируют необходимые ресурсы. Это подтверждается начавшейся чередой слияний и поглощений. В качестве примеров можно упомянуть вхождение «Голден Телекома» в группу «ВымпелКом» и фактически свершившуюся покупку холдингом «Синтерра» 50% акций ОАО МТТ у АФК «Система». По словам независимых аналитиков, растет число небольших региональных сервис-провайдеров, которые были бы рады выгодно продать свой бизнес столичным операторам. Эти ожидания привели к значительному, почти на порядок, росту стоимости компаний в пересчете на одного абонента, что, по мнению потенциальных покупателей, делает бессмысленными такие вложения.
Уже во время подготовки этой статьи пришла новость о покупке компанией «Комстар-ОТС» рязанской группы «Интерлинк», в которую входят оператор связи «Интерсвязь-сервис» и оператор кабельного телевидения «Интер-ТВ медиа». По некоторым оценкам, покупка обошлась в 300 долл. на одного абонента.
Бесспорное влияние на рынок фиксированной связи окажет выход на него сотовых операторов. Процесс уже начался, подтверждением чему является высокая активность сотовых операторов на конференции, посвященной проблемам фиксированной связи. По мнению Сергея Приданцева, пора уходить от противопоставления мобильных и фиксированных технологий связи. Аналогичную точку зрения озвучил Игорь Акулинин, директор службы развития сети «МегаФон–Москва». По его мнению, оба вида связи нужно рассматривать как «партнеров», успешно дополняющих друг друга.
Заинтересованность операторов мобильной связи в региональных рынках подтверждают и другие наблюдения, в частности строительство МТС собственных магистральных линий. Вряд ли в них имелась бы потребность, если бы мобильные операторы ориентировались лишь на трафик мобильных пользователей. Сотовая связь практически достигла порога насыщения, и рост объемов трафика не оправдывает огромных средств, вкладываемых в строительство новых магистральных сетей.
Надуманным кажется и аргумент Евгения Москалева, директора по развитию фиксированного бизнеса МТС: мол, инфраструктурное строительство связано с невозможностью обеспечить SLA в действующих сетях и с высокими расценками на аренду каналов. Практически десятилетие сотовые операторы мирились с таким положением дел, даже когда стоимость магистральных каналов была на порядок выше. К слову, по данным Родиона Левочки, директора департамента продуктов и маркетинга «Ростелекома», за последнее время цены на магистральные услуги для операторов связи снизились в 3–5 раз, что не привело к снижению тарифов для конечных потребителей. Как тут не поддержать Галину Жигульскую, говорящую о необходимости продолжить государственное регулирование тарифов!
Очевидно, что новые магистральные сети, которые строят сотовые операторы, будут служить для пропуска трафика Internet. А некоторые аналитики предрекают, что среди трех-четырех федеральных компаний, которые станут предоставлять услуги ШПД в каждом российском регионе, обязательно окажутся представители сотовой «большой тройки».
Не остался без внимания и вопрос развития рынка ШПД в Москве. Изучение ситуации на нем может оказаться полезным при реализации региональных проектов. Как известно, московский рынок ШПД поделен между пятью крупными игроками, с которыми на равных соперничает «безликий» шестой игрок — домовые сети. По данным J’Son&Partners, в 2007 году в столице насчитывалось около 1,9 млн широкополосных пользователей Internet, т.е. чуть более половины московских квартир. При этом 31% рынка контролируют небольшие домовые сети, лишь немного уступая по рыночной доле «Комстар-ОТС».
Результат поразительный, несмотря на явное превосходство организационной структуры, наличие колоссальных финансовых ресурсов и агрессивную, порой на грани фола, маркетинговую политику услуги, продвигаемой под брэндом «Стрим». АФК «Система» не смогла вытеснить с рынка игроков, порой единственным капиталом которых является энтузиазм. Одной из главных причин пробуксовки проекта «Стрим» стала ориентация на технологию ADSL в ее классическом представлении, что косвенно подтвердил генеральный директор МГТС Николай Максименка. По его словам, МГТС начинает воплощать в жизнь новую архитектурную концепцию, в основе которой — перенос мультиплексоров DSLAM из кроссовых городских АТС непосредственно в жилые дома. Это позволит снизить влияние качества распределительной сети на скорость передачи данных.
Новые технологии и услуги
Рассмотренный пример влияния технологий на конкурентоспособность операторов хорошо показывает, что грамотный выбор технических решений может сыграть решающую роль в предстоящем разделе региональных рынков. Более подробно этой проблематики коснулся Виталий Слизень, генеральный директор «Синтерры». Сейчас эта компания активно продвигает проект, нацеленный на создание мини-сетей WiMAX практически в любом населенном пункте страны. В сущности, находясь на стыке технологий фиксированного и мобильного беспроводного доступа, WiMAX позволяет быстро создавать широкополосные сети доступа без значительных капитальных затрат. В рамках проекта «Синтерра» фактически бесплатно поддерживает партнеров при оформлении разрешений на использование частот и сдаче сети в эксплуатацию органам госсвязьнадзора. При этом, говорит Виталий Слизень, на партнеров не накладываются обязательства покупки Internet-трафика именно у «Синтерры», которая планирует зарабатывать на услугах роуминга.
Заключительным аккордом конференции стал доклад Николая Репина, генерального директора «Электро-Кома». Думается, слушатели не были разочарованы длительным ожиданием. Как известно, эта компания оказывает услуги доступа к Internet с использованием бытовой электропроводки. В основе доступа — технология PLC, которая развивается уже свыше 10 лет. В силу ряда причин в свое время она не смогла закрепиться на рынке, уступив напору других технологий и поддерживающих их производителей. Однако сегодня доступ по PLC стал не только возможным, но и экономически целесообразным.
Это подтверждает опыт построения и эксплуатации сети «Электро-Кома» в семи городах. Ее зона покрытия охватывает более 500 тыс. квартир, а услугами сети пользуются порядка 50 тыс. абонентов. По словам Николая Репина, используемые решения толерантны к качеству электропроводки в доме. Единственным препятствием можно считать УЗО (устройство защитного отключения), на котором сигнал слабеет на 30%, но и оставшегося уровня в большинстве случаев вполне достаточно для надежной связи. Сеть «Электро-Кома» строится с использованием технологии FTTB на магистральном уровне и многоточечной инжекции широкополосного сигнала в домовые электрические сети. Такая схема обеспечивает суммарную пропускную способность 100 Мбит/с на здание. Стоимость решения составляет 1300–2000 долл. на 100-квартирный дом.
По словам Репина, PLC-сеть не накладывает существенных ограничений на предоставление голосовых сервисов по технологии VoIP и позволяет оказывать услуги IPTV при сегментировании базовой сети. Сейчас компания тестирует предоставление услуг Triple Play. И хотя PLC свойственны определенные ограничения, ряд несомненных достоинств позволит ей занять свою нишу среди технологий широкополосного доступа.
Еще одна тема, без обсуждения которой не обходится ни одна телекоммуникационная конференция, — выбор новых услуг и их влияние на конкурентоспособность операторов связи. Из череды повторяющихся сентенций и рецептов успеха, таких как пакетирование услуг, мультисервисность, Triple Play, Quadra Play, FMC, контентная политика, гибкая тарификация и т.п., хочется выделить пример успешного внедрения услуги IPTV на высококонкурентном рынке. Этот пример привел Хендрик Эрикссон, директор направления IPTV компании Ericsson. На миниатюрном телекоммуникационном рынке Исландии, насчитывающей всего 315 тыс. жителей, в условиях давно сложившегося и развитого рынка платного телевидения Vodafone удалось обеспечить высокий уровень проникновения IPTV. Причина — позиционирование и реализация этой услуги как интерактивного персонального телевидения.
Наверное, и нашим игрокам телекоммуникационного рынка следует с большим вниманием относиться к интересам и потребностям абонентов. В условиях либерализации рынка связи это — единственная политика, способная обеспечить долгосрочный успех.