Это происходит уже сейчас, и если не диверсифицировать бизнес, наши перспективы будут крайне негативными», - подчеркнул он на пресс-конференции, где было объявлено о новой программе развития.
В первую очередь, «Ростелеком» планирует стать единым оператором холдинга «Связьинвест», обслуживающим федеральных корпоративных клиентов на всей территории РФ. Речь идет о предприятиях, потребление услуг связи которыми не ограничено территорией одного субъекта РФ или федерального округа. Сегодня межрегиональные компании «Связьинвеста» не имеют права оказывать такие услуги по лицензионным условиям, тогда как «Ростелеком» обладает для этого всеми возможностями.
Одним из приоритетных направлений развития генеральный директор «Ростелекома» считает выход компании на рынки организации широкополосного доступа к Internet (ШПД) для физических лиц в тех регионах, где действия оператора способны привести к увеличению совокупной рыночной доли ГК «Связьинвест». Солодухин сообщает, что «Ростелеком» будет стараться покупать локальных провайдеров, но подходящих компаний не так уж много. Поэтому в отдельных регионах будет рассматриваться возможность строительства собственных широкополосных сетей.
Кроме того, Солодухин отметил необходимость внедрения единых жестких стандартов и принципов совместного оказания услуг «Ростелекомом» и МРК. По его словам, главная цель бывшего монополиста состоит в трансформации в универсального оператора, оказывающего полный комплекс телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам на уровне международных стандартов на всей территории РФ и за ее пределами.
Компания планирует проводить активную политику защиты своих позиций на розничном рынке МГ/МН-телефонии. «Мы понимаем, что наша доля рынка будет уменьшаться, но сдаваться не собираемся, - заверил Солодухин. – Наша маркетинговая политика будет сдвигаться в сторону нормальной конкурентной борьбы с другими активными игроками на рынке дальней связи». Продуктовый портфель «Ростелекома» станет расширяться путем развития сервисов на базе принадлежащей ему инфраструктуры магистральных каналов и интеграции услуг МРК.
Планируется значительно усилить позиции на рынке крупных корпоративных клиентов и государственных структур федерального уровня за счет предоставления полных пакетов услуг связи. Пакетирование, прежде всего, коснется услуг местной и дальней телефонной связи.
Солодухин отметил, что «Ростелеком» намерен сохранить лидирующие позиции на оптовом рынке услуг связи. Компания предполагает стать реальным оператором для операторов. «Ростелеком» намерен и дальше увеличивать доходы от магистрального доступа к Internet, в том числе за счет синергии с поглощаемым оператором «РТКомм.РУ».
Компания определилась и с международной стратегией развития, включающей в себя два этапа. В ближайшие два-три года «Ростелеком» сосредоточится на освоении территорий СНГ и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а потом – на регионах Ближнего Востока и Европы.
«Ростелеком» собирается принимать активное участие в развитии магистральных IP-сетей на всей территории СНГ. «Речь идет не о приобретениях, а об участии в развитии инфраструктуры сетей передачи данных на территории СНГ», - комментирует Солодухин. Параллельно будет расширяться география предоставления посредством Интеллектуальной сети (IN) инновационных услуг, таких как телеголосование и бесплатный вызов. Предполагается, что они станут доступны во всех странах СНГ. «Что же касается международного рынка в целом, мы хотим участвовать в приватизации операторов. Наша фокусировка – на приросте капитализации за счет выхода на наиболее динамичные рынки и синергии с бизнесом приобретаемых операторов», - добавляет Солодухин.
Глава «Ростелекома» подчеркнул, что возможны самые разные формы сотрудничества с международными операторами, от простого обмена трафиком до сложных партнерских схем. Например, это совместная организация услуг связи для транснациональных компаний с применением сетевой инфраструктуры нескольких магистральных операторов. Заключение договоров на использование сетей и доступ к конечным потребителям на территории третьих стран позволит российскому оператору строить виртуальные частные сети для транснациональных заказчиков. В подобных схемах сотрудничества должны быть заинтересованы и зарубежные партнеры, так как в партнерстве с МРК «Ростелеком» собирается реализовать эти сервисы и в РФ.
Компания продолжит совершенствовать техническую инфраструктуру для внедрения новых услуг. Прежде всего, это строительство дата-центров, call-центров, инфраструктуры услуг Colocation, дооснащение систем WDM для организации кольцевого резервирования каналов связи. Кроме того, планируются модернизация биллинга московского филиала, создание централизованной системы управления услугами и ресурсами сети «Ростелекома».
Крайне важно, по мнению Солодухина, оптимизировать управление дочерними предприятиями. В конечном счете, все «дочки», работающие на территории московского региона, будут трансформированы в единый московский филиал, который на территории столицы будет предоставлять весь комплекс ИКТ-услуг.
Принятая стратегия предполагает выделение в структуре компании сервис-провайдера федерального масштаба, который сосредоточится на инновационных сервисах для клиентов и, пользуясь инфраструктурой «Ростелекома», сможет активно работать в этом сегменте рынка. «Зебра Телеком», являющаяся стопроцентной «дочкой» «Ростелекома», идеально подходит на эту роль.
Генеральный директор компании пояснил, что пока определены лишь главные направления, по которым будет активно развиваться «Ростелеком». В III квартале текущего года должна завершиться конкретизация бизнес-планов. Они дополнятся цифрами ожидаемого роста и финансовыми показателями.