Мир меняется очень быстро и порой незаметно для нас. Сегодня есть устоявшиеся правила, а уже завтра они перестают эффективно работать. Свою лепту в калейдоскоп изменений, иногда напоминающих хаос, вносят различия экономических, культурных и политических реалий в отдельных странах и регионах.
Перед глобальными компаниями встает вопрос: как в таких условиях организовывать свой бизнес? Корпорация Cisco еще несколько лет назад отошла от бытовавшего тогда принципа регионального деления рынка и стала ориентироваться на уровень экономического развития стран. В ее лексиконе появилось понятие Emerging markets, которое переводится как «динамично развивающиеся рынки». В эту категорию попали более 130 государств, разбросанных по всем континентам. К ней относятся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, Россия и другие государства СНГ.
Они не похожи друг на друга, но имеют много общего. Прежде всего, эти страны оправдывают свое причисление к динамично развивающимся: ожидается, что в течение трех лет их суммарный ВВП вырастет на 30% и составит 16% мирового валового продукта. Их отличает от развитых государств ряд особенностей, которые коренным образом влияют на стратегию поставщиков телекоммуникационного оборудования. Среди них — тенденция быстрого увеличения населения городов на фоне недостаточно развитой промышленности и инфраструктуры сервиса. Все это усугубляется плохим состоянием телекоммуникационных сетей, пропастью между доходами бедных и богатых, недостаточной прозрачностью властных институтов и значительным уровнем коррупции. В большинстве развивающихся стран невысок средний уровень образования.
Сейчас перед многими из таких государств открылись отличные перспективы инновационного развития благодаря высоким ценам на нефть. По словам Пола Монтфорда, президента подразделения Cisco Emerging Markets, в стратегии его компании в быстро развивающихся странах учтена их стремительная трансформация. Cisco делает ставку на продвижение стандартных, хорошо зарекомендовавших себя решений, что позволяет быстро и с минимальными затратами реплицировать удачные проекты в масштабах каждого государства.
Заметной составной частью общей стратегии Cisco является постоянное увеличение присутствия в странах Emerging Markets. За последние три года число сотрудников корпорации, работающих под началом Пола Монтфорда, выросло с 800 до 2300 человек. За тот же период удвоился объем бизнеса, связанного с поставками оборудования и решений в динамично развивающиеся страны, и теперь на их долю приходятся 8–12% заказов.
Электронные коммуникации наряду с транспортными сетями, источниками энергии и водными запасами входят в число базовых инфраструктурных элементов, определяющих потенциал каждой страны. Новое поколение коммуникаций, основанных на широкополосных технологиях, обеспечивает заметный экономический рост. К примеру, вклад Internet-технологий в рост производительности труда составил 48% в США и 30% в Европе.
По мнению Эндрю Элдера, вице-президента подразделения Emerging Markets Cisco, отвечающего за развитие технологий, сегодня формирование коммуникационной инфраструктуры базируется на трех китах: это развитие технологий видеосвязи, коллективной работы (collaboration) и виртуализации. Такая комбинация позволяет превратить телекоммуникационную сеть из технического инструмента в социальную среду, в платформу предоставления персонализированных услуг, ориентированных на потребности частного пользователя, нужды больших и малых предприятий.
Особое место в стратегии Cisco занимает образовательная деятельность в сфере телекоммуникаций. Как известно, организована всемирная сеть Академий Cisco, в которых одновременно обучаются до 500 тыс. человек. Программа Академий включает в себя курсы, ориентированные на теорию и практику проектирования, строительство и эксплуатацию локальных и глобальных сетей с применением отраслевых стандартов. В деятельности Академий в полной мере используются возможности Internet как уникальной среды общения.
По прогнозам экспертов Cisco, к 2012 году дефицит сетевых специалистов в мире составит порядка 3 млн человек. Особенно острой проблема будет на развивающихся рынках, где и сейчас сказывается недостаток квалифицированных кадров. Согласно исследованию Forrester Consulting, основанному на опросе 1500 компаний в 10 странах (в том числе России), в ближайшие годы наиболее востребованными станут специалисты по сетевой защите, беспроводным сетям и передаче голоса по пакетным сетям.
Учитывая эти тенденции, в июне 2008 года Cisco открыла три новых направления сертификации специалистов — CCNA Security, CCNA Voice и CCNA Wireless. По мнению представителей корпорации, эти уровни сертификации станут мощным стимулом для повышения квалификации специалистов по сетевым технологиям.
Российский рынок, находящийся в ведении подразделения Cisco Emerging Markets, по словам Пола Монтфорда, является особенным. В стране — много грамотных специалистов, а российские вузы имеют хорошую репутацию. С некоторыми из них компания поддерживает тесные связи. Телекоммуникационная инфраструктура здесь активно растет, что положительно сказывается на промышленном развитии. Среди первоочередных задач Cisco в России Монтфорд назвал уменьшение сроков поставок оборудования. При определенных условиях, связанных с динамикой спроса на оборудование и макроэкономической ситуацией в целом, компания не исключает открытия в нашей стране собственного производства.