В российской системе образования действуют множество программ и проектов, ответственных лиц и контролирующих органов. Такая децентрализация привела к отсутствию согласованности заинтересованных сторон, хотя остается надежда, что общее направление движения выбрано верно.

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) — уже четвертая инициативая, реализуемая при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Соглашение о займе для финансирования ИСО вступило в силу еще 28 февраля того же года. Займ был предоставлен на условиях не более 2% годовых, его первый транш составил 100 млн долл. Ответственным за проект стал Национальный фонд подготовки кадров — некоммерческая организация, созданная в 1994 году по решению Правительства РФ для реализации масштабных проектов в сфере образования. ИСО должен охватить учебные заведения всей России, а основными направлениями деятельности в его рамках являются разработка учебных материалов нового поколения, профессиональное развитие педагогов и создание межшкольных методических центров.

Параллельно с ИСО действовал другой проект национального масштаба. Федеральное агентство по образованию разработало Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО), утвержденную распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 года.

Паутина «Синтерры»

Для любых системных преобразований необходима соответствующая инфраструктура. В рамках ФЦПРО был разработан проект подключения образовательных учреждений к Internet. В тендере на выполнение работ приняли участие пять компаний, но все заявки, кроме поданной «РТКомм.ру», были признаны не соответствующими конкурсной документации. В результате внушительный госзаказ достался компании «РТКомм», входившей тогда в холдинг «Синтерра». Интернетизация школ обошлась государству в 3 млрд руб. На оплату трафика в нынешнем году выделено из бюджета 1,1 млрд руб.

Госконтракт предполагал подключение к Сети 52 322 образовательных учреждений со скоростью не менее 128 Кбит/с, обеспечение круглосуточного доступа к Internet и технической поддержки. «РТКомм.ру» получил очень выгодный контракт, но должен был выполнить его в сжатые сроки (за 11 месяцев требовалось подключить 95% всех российских школ).

Большинство школ получили доступ по технологии xDSL, но во многих удаленных районах отсутствовала наземная телекоммуникационная инфраструктура. Проложить кабели к множеству объектов в столь сжатые сроки было невозможно, поэтому 7284 школы (14% общего количества) оснастили малыми станциями спутниковой связи VSAT. Для этого «Синтерра» привлекла к проекту собственного VSAT-оператора «Глобал-Телепорт», а спутниковую емкость арендовала у ФГУП «Космическая связь». В Москве и Грозном активно применялась технология WiMAX: в нескольких десятках столичных школ из-за организационных сложностей с проводными каналами связи оказалось быстрее подключиться по радиоканалу, а в Грозном была разрушена кабельная инфраструктура.

По словам генерального директора «Синтерры» Виталия Слизеня, наибольшие трудности были связаны с масштабностью проекта и  жесткими сроками его выполнения. Требовалось скоординировать работу десятков компаний, выстроить логистическую цепочку поставок. Возникали проблемы с получением необходимого количества оборудования — десятков тысяч однотипных абонентских устройств. Во многих удаленных районах отсутствовала телекоммуникационная база, и следовало увеличить емкости магистральных линий. Заранее определили только минимальную пропускную способность каналов доступа к Internet каждой школы (128 Кбит/c), а рассчитать общий объем потребляемого школами трафика было крайне сложно: опыта работы с десятками тысяч учебных заведений не имел ни один оператор. Для того чтобы справиться с резко возросшим магистральным трафиком, «Синтерра» обратилась к крупнейшим операторам страны с предложением обменяться свободными каналами или выкупить их по рыночной цене.

С получением разрешительных документов на использование радиочастот помогла рабочая группа при Россвязьнадзоре. Был найден общий язык и с Геннадием Онищенко, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: срок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на установку и ввод в эксплуатацию VSAT сократился до пяти рабочих дней.

Если бюджетного финансирования оказывалось недостаточно, «Синтерра» вкладывала в строительство инфраструктуры собственные средства. Руководство компании ожидает возвращения капитальных затрат через несколько лет. Слизень считает, что главная выгода для «Синтерры» заключается в получении опыта реализации столь крупного проекта — компания за год стала национальным оператором. Появились и косвенные источники прибыли: с просьбами о подключении к «Синтерре» стали обращаться региональные операторы, а образовательные учреждения захотели разместить свои серверы в единой сети.

Подключили, а дальше?

Одна из сельских школ, получивших доступ к Сети с помощью VSATПомимо оборудования учреждениям средней школы выделили пакеты лицензионного ПО: ОС Windows, офисные приложения Microsoft Office и антивирусы. В идеале, каждой школе нужен комплекс программных средств, включающий в себя серверную и пользовательские ОС, среду организации и поддержки образовательного процесса, основные инструменты для учебной деятельности. Но лицензии базового комплекта ПО действуют только три года, поэтому в будущем планируется формировать такие комплекты исключительно из свободно распространяемого программного обеспечения (СПО), не требующего лицензионных отчислений разработчику и открытого для модификации.

Пакеты СПО собираются использовать в тестовом режиме школы в трех пилотных регионах. К началу нового учебного года свободное ПО будет установлено на компьютерах не менее 50% городских и 20% сельских школ Томской области, Пермского края и Республики Татарстан. Для выбора поставщика программ с открытым кодом был проведен конкурс. Его победителем стала группа компаний «Армада», объединившая консорциум, в который вошли еще шесть фирм и организаций — «Альт Линукс», Linux-online, Linux-Ink, ВНИИНС, РАМЭК и НЦИТ. Согласно заявке, поданной «Армадой» на рассмотрение конкурсной комиссии, сумма контракта на разработку пакета СПО составила 59,5 млн руб.

На 2009 год запланирована установка СПО во всех школах страны. Затем предполагается перевод на бесплатное отечественное ПО бюджетных организаций и органов государственной власти. Для инсталляции СПО на всех школьных ПК и адаптации ранее разработанных приложений до конца этого года государство собирается выделить 650 млн руб.

Электронный учебник

Современные ученики привыкли получать информацию и общаться в мультимедийной интерактивной среде. Новые учебные материалы — основа модернизации системы среднего образования, и именно вокруг них будет строиться учебный процесс. Поэтому становится актуальной проблема отсутствия стандартов, из-за которой учебным ресурсам нелегко встраиваться в образовательный процесс, и они остаются невостребованными.

Для восполнения «пробелов» в учебно-методических пособиях ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» создает единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, чье содержательное наполнение полностью соответствует школьному учебному плану. В коллекцию войдут источники информации (оцифрованные литературные и живописные произведения, музыкальные записи, модели физических и химических опытов), информационные инструменты (редакторы, виртуальные лаборатории, интерактивные карты), регламенты и нормативные документы.

Уже разработан предметно-тематический рубрикатор, на основе которого структурируются ресурсы единой коллекции, осуществляются навигация и поиск. Коллекция формируется на основе списка потребностей, составляемого издательством «Просвещение». В рамках проекта ИСО Национальный фонд подготовки кадров ведет переговоры с независимыми разработчиками учебных материалов и принимает решения о выделении средств на их закупку. Сегодня в открытом доступе находятся более 20 тыс. цифровых образовательных ресурсов (они размещены по адресу school-collection.edu.ru).

По данным информационно-аналитического центра департамента образования Москвы, примерно 422,5 тыс. столичных школьников уже обучаются с использованием электронных средств при содействии 42,9 тыс. педагогов, владеющих навыками работы с ИКТ. Треть школьных предметов преподается с помощью новых технологий. Иными словами, педагоги получили инструменты для самостоятельного планирования уроков и разработки учебных материалов.

При всех достоинствах новых технологий заместитель директора по науке московского Лицея информационных технологий Александр Гиглавый видит и определенные риски. По его словам, опасность состоит в том, что недобросовестные педагоги получили возможность злоупотреблять применением готовых разработок исключительно для упрощения своей работы.

Школа будущего

К какому результату должна привести информатизация системы образования? Какой будет школа через несколько лет?

Александр Гиглавый считает, что новый уровень развития достижим, если каждый ученик получит персональное устройство для удаленной работы, сочетающее в себе функции коммуникатора, ПК и Internet-браузера. В этом случае учитель сможет не только организовывать уроки с помощью средств мультимедиа, но и мгновенно тестировать учеников по пройденному материалу. Школьники будут присылать преподавателю домашние работы в электронном виде. Средства визуализации сделают более понятными для них условия математических и физических задач. Классный журнал, дневник и другие традиционные документы тоже станут электронными.

Собственный вариант развития системы образования целого региона предлагает компания «Ситроникс Информационные Технологии» (бывшая «Квазар-Микро»). Она разработала систему МИОС (Мультисервисная информационно-коммуникационная образовательная среда), способную объединять учебные учреждения (от дошкольных заведений до вузов) и органы управления в общую образовательную сеть. Решение включает в себя интерактивные классы, в которых используются мультимедийные материалы, проводятся виртуальные лабораторные практикумы и компьютерные эксперименты. Конечно, это удовольствие обходится недешево, ведь только инструментарий школьной доски включает в себя пульты для тестирования учащихся, планшеты для дистанционной работы с доской, виртуальные линейки, транспортиры, контурные карты, кисти для рисования, ноты и т.д.

Образовательная сеть позволит осуществлять дистанционное обучение, хранить и совместно использовать цифровые учебные материалы. Педагог из регионального методического центра сможет вести уроки в режиме реального времени. Ученики увидят и услышат его, смогут просматривать предлагаемые им материалы и задавать вопросы. Особое значение придается обратной связи учащихся с преподавателями: учитель не переходит к следующему учебному блоку до тех пор, пока не удостоверяется в усвоении учениками предыдущего материала. Комплекс был одобрен на расширенной коллегии Федерального агентства по образованию РФ, и на его основе уже реализованы примерно 70 проектов.

А в центре столицы открылась первая «Школа будущего», учеников и преподавателей которой снабдили ноутбуками (дети могут пользоваться ими и дома). В остальных московских школах установлено почти 56 тыс. компьютеров, а более 200 школ имеют локальные сети, объединяющие большинство учебных кабинетов.

i-Школа

В отличие от регионов, Москва может похвастать успешным применением технологии дистанционного образования для обучения детей-инвалидов. I-Школа (ГОУ Центр образования «Технологии обучения») начала работать в 2003 году в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», реализуемого департаментом образования Москвы.

Сейчас в этой школе обучаются более 1 тыс. детей (с 1 по 11 класс). Кроме обычной программы, по завершении которой выдаются аттестаты государственного образца, школа предлагает дополнительное обучение, в том числе подготовку к поступлению в вузы и предпрофессиональную подготовку. Каждый ученик получает полный набор оборудования: ПК Apple, принтер, сканер, устройства управления (программируемую клавиатуру, головную или ножную мышь) и специальное ПО (синтезатор речи и т.д.).

Важность проекта сложно переоценить: дети, по состоянию здоровья не посещающие общеобразовательные учреждения, могут не только учиться, но и выбирать профессиональную ориентацию. Кроме того, они получают главное — среду общения. Программа обучения включает в себя очные занятия, семинары и фестивали.

Как рассказали представители центра «Технологии обучения», попасть в школу совсем не сложно: нужно предоставить справку о показаниях к обучению ребенка на дому и медицинское разрешение для работы на ПК, пройти собеседование и заключить договор. Обучение, оборудование и доступ к Internet оплачиваются из городского бюджета. Оборудование может оставаться в распоряжении ученика и на время обучения в вузе.

Не перестараться бы...

Новые технологии влекут за собой и новые опасности: вместе с Internet ученики получают доступ к аморальному или небезопасному контенту. Правда, базовый пакет школьного ПО содержит двухуровневую систему фильтрации. На первом (федеральном) уровне отсекается контент экстремистской направленности, пропагандирующий насилие и употребление наркотиков. На втором уровне блокируются порноресурсы (пока не принят закон о порнографии). По усмотрению субъектов РФ или самих школ могут быть отключены и ресурсы развлекательного характера.

Некоторые региональные чиновники с энтузиазмом восприняли возможность установления такой цензуры. Местные власти зачастую намереваются блокировать вообще все сайты, не имеющие непосредственного отношения к учебному процессу. Разумеется, среди них окажутся и социальные сети, и безобидные развлекательные ресурсы вроде «Анекдот.ру», и чаты, и неспециализированные форумы. Поскольку таких ресурсов в Сети множество, проще создать список разрешенных сайтов.

Заботу о моральном воспитании школьников нельзя не приветствовать, но крайние меры подменяют собой процесс формирования у детей, родителей и педагогов информационной культуры. Вместо запретов стоит развивать понимание достоинств и недостатков Сети, учить анализировать информацию на точность и достоверность, применять правила разумного поведения в Internet-пространстве.

Примерно о том же говорил Президент РФ Дмитрий Медведев на последнем РИФе. Он заявил, что не приветствует блокировку сразу всех сайтов, не относящихся к категории образовательных. «Нужно находить баланс между контент-фильтрацией и решением, которое принимают учитель и школа, поскольку уровень подготовки — у всех разный, и опасения — тоже разные», — сказал Президент.

Этот официальный «Школьный портал»

Лучший способ отвлекать школьников от поиска сомнительного контента — создавать интересные им ресурсы. Однако пока «Школьный портал», созданный как единая стартовая страница, оставляет о себе удручающее впечатление. На главную страницу сайта вынесена лента новостей Рособразования — очень сомнительно, что она будет интересна детям. Но самое неприятное, что официальный «Школьный портал», призванный знакомить детей с просторами Сети, не соответствует элементарным нормам защиты.

В начале 2008 года РОЦИТ направил открытое письмо разработчику проекта, группе компаний ИМА. Эксперты сообщили, что на портале отсутствуют четко прописанная политика регистрации и правила использования сервисов, не гарантируется защита персональных данных. Буквально за три шага с портала можно попасть на порносайты и другие вредоносные ресурсы. По какой-то причине разработчики подключили к порталу коммуникационные и поисковые технологии фирмы Mail.ru, в которых не задействована дополнительная контент-фильтрация для защиты несовершеннолетних. Отметим: несмотря на все замечания, воз и поныне там.

Владимир Мамыкин, директор по информационной безопасности российского офиса Microsoft, считает, что вопросы защиты детей в Internet могут претендовать на роль главной темы этого портала. «Я нашел в форумах ее обсуждение учителями и родителями, но портал не дает им каких-либо рекомендаций, — констатирует Мамыкин. — Более того, он нарушает права детей, предлагая им вводить домашние адреса». На сайте присутствуют и литературные произведения, которые скачаны с ресурсов, нарушающих права интеллектуальной собственности. По словам Мамыкина, Microsoft готова предоставить порталу свои рекомендации по обеспечению безопасности детей в Internet, что неоднократно обсуждалось с его разработчиками. Но, судя по всему, после отчета о выполнении проекта «Школьный портал» перестал интересовать как Web-редакцию, так и Министерство образования и науки РФ.

Технологии, используемые для подключения российских школ к Internet

Безопасность в чистом виде

Для школьной сети актуальны те же угрозы, которые беспокоят любую другую организацию, — спам, вирусы, трояны, почтовые черви и т.д. Есть и специфичные проблемы школьной сети — деструктивные действия самих учеников: они иногда пытаются взламывать школьные ПК даже ради спортивного интереса. Часто дети пытаются завладеть учительским паролем с помощью кейлоггеров, что может привести к нарушениям работы сети, заражению рабочих станций и серверов. В рамках проекта ИСО «Лаборатория Касперского» поставила российским школам 2 млн лицензий на Kaspersky Work Space Security.

Светлана Ефимова, руководитель направления по работе с образовательными учреждениями «Лаборатории Касперского», перечислила действия, при выполнении которых можно существенно уменьшить уязвимость сети. Помимо установки антивирусного ПО к ним относятся разделение прав доступа на ПК, использование межсетевого экрана, ведение логов (чтобы знать, какие ресурсы посещают пользователи), грамотная политика парольной защиты.

Антон Крячков, директор по продуктам компании Aladdin, считает, что базовая система школьной системы ИБ должна обязательно включать в себя технологию контентной фильтрации, в основе которой — детальный анализ почтового и Web-трафика. Лишь максимально снизив влияние человеческого фактора, можно достичь приемлемого уровня защищенности системы, поэтому контентные фильтры клиентского уровня не выдерживают критики. «Еще одно требование — отсутствие какого-либо участия пользователя в вопросах администрирования, обновления и поддержки таких решений. Ответственность за эти действия должен нести Internet-провайдер», — добавляет Крячков.

Технологии атак и интеллектуальная составляющая вредоносных программ развиваются очень быстро, и уровень технологий ИБ должен, как минимум, не уступать им. Требовать соответствующих знаний от школьных администраторов, по совместительству являющихся учителями информатики, сложно. Но специалисты «Лаборатории» считают, что проблему можно решить с помощью участия в программе «Школа Касперского», нацеленной на обучение учителей современным принципам обеспечения ИБ. В программе участвуют и школьники — им преподаются основы ИБ.

Антон Крячков из Aladdin занимает другую позицию: «Школьная система защиты информации должна быть вынесена за периметр контролируемых администратором ресурсов — по крайней мере, при определении прав доступа к Web-ресурсам». Однако в большинстве школ нет специалистов, способных разрабатывать адекватные политики защиты, настраивать систему контентной фильтрации и средства аутентификации пользователей. А отдать контроль над средствами защиты на аутсорсинг школы не могут себе позволить. Крячков опасается, что благая идея подключения школ к Internet повлечет за собой печальные последствия. Утрированный сценарий развития событий примерно таков: установленные на школьных ПК комплексные решения будут время от времени обновляться и задавать школьнику множество вопросов, а он станет игнорировать их либо автоматически нажимать кнопку «yes». В итоге получится гигантская бот-сеть, работающая с хорошей скоростью.

Некоторые угрозы школам таит в себе использование многочисленных приложений мгновенного обмена сообщениями (Instant Messenger, IM). Помимо кражи пользовательских паролей возможны распространение через IM вредоносных программ (в виде файлов и ссылок на зараженные страницы), рассылка спама. Для борьбы с IM-угрозами в школах можно просто ограничить доступ учеников к IM-клиентам и сайтам, предоставляющим такие сервисы. Более мягкий сценарий — разрешить установку IM-клиента без лишнего функционала. Если видеоконференции не планируются, то ICQ Lite будет вполне достаточно. Кроме того, нужно своевременно устанавливать все обновления применяемого ПО.

Светлана Ефимова считает, что основная мера защиты при работе с системами IM — обучение пользователей. Даже такие элементарные правила, как установка сложного пароля, его регулярная смена и настройка параметров защиты IM-клиента, могут существенно повысить безопасность работы с «мессенджерами». Но мало кто это делает, а еще меньше людей избегают соблазна открыть файл, присланный неизвестным отправителем, или перейти по фигурирующей в таком послании ссылке.

К единым стандартам

Итак, ситуация с применением ИКТ в образовании такова: школам уже предоставлены основные инструменты развития учебного процесса, и дальнейший ход событий зависит от администраций и педагогов. А высшие учебные заведения остро заинтересованы в развитии дистанционного обучения. Но большинство вузов развиваются автономно друг от друга, поэтому в высшей школе отсутствуют стандарты методических и учебных пособий. Как полагает Александр Гиглавый, самая серьезная проблема состоит в том, что по действующему «Закону об образовании» дистанционное обучение находится в ряду прочих образовательных технологий и рассматривается исключительно как компонент одной из форм обучения (видимо, заочной). Это лишает его возможности полноценно развиваться.

Справедливости ради отметим: программа развития дистанционного обучения в России действует уже не первый год, и проект поправок к «Закону об образовании» находится на рассмотрении в Госдуме. Есть надежда, что вскоре появятся на свет документы, «легализующие» дистанционное обучение и приравнивающие его к основным образовательным системам (очной, заочной, вечерней).

ИКТ получили серьезное развитие в сфере дополнительного послевузовского образования, но и для нее отсутствует адекватная законодательная база. По мнению ректора Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ) Анатолия Шкреда, наболевшей проблемой является детализация профессиональных стандартов: в нашей стране нет реестра профессий, в котором были бы прописаны соответствующие обязанности.

Правда, ситуация тоже меняется к лучшему: 17 июня Комиссия по профстандартам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) утвердила стандарты для индустрии питания, управляющих директоров и области ИТ. Минобрнауки обязалось пользоваться профессиональными стандартами, разработанными РСПП с участием отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ, как основой для создания соответствующих государственных образовательных стандартов и программ.

Стандарты для сферы ИТ разрабатывались АПКИТ при организационной поддержке Мининформсвязи (ныне — Минкомсвязи РФ). Теперь в России появились несколько «узаконенных» ИТ-профессий: программист, системный архитектор, специалист по информационным системам, системный аналитик, специалист по системному администрированию, менеджер ИТ, менеджер по продажам решений и сложных технических систем, специалист по информационным ресурсам и администратор баз данных. Но и ситуация на рынке меняется очень быстро, поэтому реестр профессий тоже должен постоянно модифицироваться.

Как бы то ни было, все эксперты сходятся на том, что систему дистанционного обучения ожидает стремительный рост: Internet и мультимедийные технологии будут активно применяться для основного, дополнительного и внутрикорпоративного обучения. Другая важная тенденция заключается в постепенном слиянии основного и дополнительного обучения в непрерывный процесс, что уже имеет место в развитых странах. Все знания, получаемые человеком в течение жизни, фиксируются в едином документе, который доступен любому работодателю.


Схема. Статистика подключения школ в рамках нацпроекта «Образование»