Идет время, меняются политические системы, а проблема не теряет актуальности, хотя в действующем еще с 1996 года ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорится, что государственая политика должна основываться на принципе непрерывности и преемственности процесса образования. Ни обилие появившихся в стране коммерческих вузов, ни мода на второе высшее пока не в силах залечить старую рану.
Для того чтобы соответствовать требованиям динамично меняющегося бизнеса, есть, наверное, единственный адекватный путь — заниматься самообразованием, используя все доступные методы получения знаний. Основу послевузовского профессионального образования в России составляют вузы, оказывающие услуги переподготовки специалистов, и учебные центры, выпускающие квалифицированные кадры для конкретных отраслей. Пройти долгосрочные программы профессиональной переподготовки или краткосрочные курсы повышения квалификации могут все, кто обладают дипломами о первом высшем. Далеко не последнюю роль в послевузовской системе обучения играет Internet, который обеспечивает удаленный доступ к знаниям и одновременно является информационной средой, содержащей открытые образовательные ресурсы и сервисы.
Впрочем, полноценные общедоступные Web-сайты, посвященные самообразованию специалистов, в Рунете можно пересчитать по пальцам. Оно и понятно: владельцам профессиональных образовательных порталов трудно делать ставку на массовость посещений. Их козыри — авторитетность, компетентность, качество публикуемых материалов, постоянство и лояльность аудитории.
Из открытых источников
Направление Internet-самообразования оказалось наиболее востребованным в тех предметных областях, в которых регулярно возникают новые темы обсуждений, обусловленные изменениями в законодательстве, научными открытиями или нестабильной рыночной конъюнктурой. В качестве примеров можно упомянуть бухгалтерию, юриспруденцию, медицину, журналистику и, конечно, ИТ.
Скажем, для российских бухгалтеров авторитетным источником дополнительных знаний является портал buhgalteria.ru, на котором можно задавать вопросы аудиторам, консультантам, юристам, экспертам из специализированных изданий и Федерального агентства финансовой информации. Там же ведется форум, публикуются выдержки из законодательства РФ, статьи и новости компаний, справочная информация. Подобный ресурс есть и у юристов — forumyuristov.ru. Вниманию практикующих врачей предлагаются сразу несколько сайтов, посвященных определенным медицинским специализациям: например, painclinic.ru — тематический сайт по проблемам боли и аналгезии, а allergology.ru предназначен для аллергологов.
Гораздо большее количество Internet-ресурсов обучающей направленности формируется вокруг областей неструктурированных знаний, таких как журналистика, маркетинг, реклама и дизайн. Зачастую источники имеют форму частных блогов. Скажем, у начинающих журналистов пользуются популярностью дневники Вадима Речкалова (voinodel.livejounal.com) и Дмитрия Соколова-Митрича (smitrich.livejournal.com), авторы которых дают советы с высоты своего профессионального опыта.
Безусловно, самый известный в Рунете общедоступный портал для самостоятельного изучения ИТ через Internet — это «Интуит» (расшифровывается как Интернет-университет информационных технологий). На сайте intuit.ru зарегистрировались почти 300 тыс. человек, причем 52,9 тыс. прошли выбранные курсы обучения от начала до конца. Психологи подсчитали, что только 5–7% людей склонны к самообучению, так что результативность проекта «Интуит», в рамках которого каждый шестой пользователь получает сертификат об успешном окончании курсов, свидетельствует сама за себя. Среди пользователей — граждане не только России (естественно, они составляют наибольшую часть аудитории), но и почти 100 других стран с разных континентов.
«Интуит» предлагает четыре собственные учебные программы на бесплатной основе и 13 программ, разработанных совместно с ведущими государственными и коммерческими вузами страны, обучение и аттестация слушателей по которым проводятся на условиях экстерната. Если пользователь выбирает бесплатные курсы «Интуита», от него требуется лишь пройти короткую процедуру регистрации на сайте.
Internet-обучение по программам вузов сопряжено с некоторыми формальностями (нужно предоставить удостоверяющие личность документы, оформить договор и внести плату), зато выпускники получают диплом государственного образца. Сдавшим экзамены слушателям собственных курсов «Интуит» тоже выдает письменные удостоверения, но по ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» они не признаются в государственных учреждениях как достаточное свидетельство квалификации специалистов. Негосударственные организации руководствуются своими принципами подбора кадров, поэтому наличие у соискателя «неофициального» свидетельства вполне может быть занесено ему в актив.
Internet позволил «Интуиту» реализовать дистанционное обучение по программам разных вузов страны, на каком бы удалении от Москвы они ни находились. Ряд предлагаемых на сайте курсов преподаются на факультете ВМК Нижегородского госуниверситета, еще несколько — в Новосибирском госуниверситете. Кроме того, в портфеле «Интуита» есть курсы, разработанные совместно с ведущими ИТ-компаниями — «Лабораторией Касперского», Adobe, Intel и т. д.
Ректор «Интуита» Анатолий Шкред — не сторонник сложившейся в нашей стране практики разделения вузов на аккредитованные государством и прочие. Ему ближе американская модель образования: каждый университет выдает выпускникам дипломы собственного образца, признаваемые всеми компаниями в соответствии с местом конкретного учебного заведения в рейтинге уровня подготовки специалистов. Правда, Шкред не считает, что применение Internet-технологий кардинально меняет сам образовательный процесс. В него не привносится ничего такого, чего нет в традиционной (очной) системе обучения: лекции, семинары, экзамены, консультации с преподавателями, лабораторные занятия и работа с учебниками попросту переносятся в виртуальную среду. При этом средства визуализации общения через Internet все больше сближают дистанционное образование с привычным учебным процессом в вузах. Единственная особенность, на которую указывает Анатолий Шкред, заключается в преобладании дуопольного взаимодействия между преподавателем и студентом (в российской системе традиционного образования доминирует однополярная схема «преподаватель диктует — студенты записывают»), из-за чего преподавательский состав морально не готов к широкому распространению дистанционного образования.
Профессиональный подход
Совсем другое отношение к дистанционному обучению — у коммерческих учебных центров (УЦ), специализирующихся на повышении квалификации ИТ-специалистов. Компьютер, подключенный к Сети, является и учебником, и тренажером, с помощью которого осуществляется доступ к удаленному вычислительному и сетевому оборудованию. Но позитивное восприятие идеологии e-learning вовсе не исключает очных форм обучения слушателей и посещения ими учебных классов.
По словам эксперта «Академии АйТи» Игоря Морозова, Internet-технологии используются на всех этапах взаимодействия УЦ со слушателями — от привлечения на курсы обучения до организации форумов для выпускников. Одним из основных направлений деятельности «Академии АйТи» является дистанционное обучение; удаленным слушателям предлагаются учебные программы, полностью интегрированные в Сеть. Для участников двухлетних программ, созданных с применением дистанционных технологий, организуются тематические форумы, которые модерируются преподавателями. В Академии функционируют два тестовых центра, VUE и Prometric, и доступ к организуемым в них сертификационным экзаменам осуществляется через Internet.
Компания «Микроинформ» осваивает отдельную и весьма перспективную нишу организации масштабных курсов, на которых сотрудники обучаются работе с прикладными информационными системами по заказу крупных корпораций. С 2000 года подготовлено более 70 тыс. работников ФНС из 89 субъектов РФ и 20 тыс. сотрудников Роснедвижимости.
Как сообщил заместитель директора УЦ «Микроинформ» Олег Литвин, в масштабных корпоративных проектах дистанционное обучение применяется на начальной и заключительной фазах подготовки. На начальном этапе изучаются базовые прикладные аспекты, связанные с внедрением специализированного ПО, а на конечном закрепляются знания и практические навыки эксплуатации информационных систем. Основная фаза организуется в классическом формате; она состоит в практическом изучении в компьютерном классе вопросов эксплуатации и работы с сетевым и серверным оборудованием, с сетевыми ОС и специализированными приложениями. По сведениям Литвина, 80% слушателей УЦ «Микроинформ» обучаются с применением дистанционных технологий, а 85% проходят аттестацию с использованием системы дистанционного тестирования.
Фокусирующийся на проблематике ИБ учебный центр «Информзащита» предлагает слушателям дистанционное обучение на курсе «Повышение осведомленности в вопросах информационной безопасности». Помимо стандартных для дистанционных курсов Web-сервисов (учебные материалы, практика, видеоматериалы, тестирование, самоконтроль) в его рамках предусмотрено общение с преподавателем и другими слушателями в режимах off-line и on-line. По некоторым программным продуктам и технологиям, изучаемым в УЦ, реализована возможность удаленного сертификационного тестирования.
Естественный путь e-learning
Нельзя не признать, что Internet существенно модифицирует привычные параметры учебного процесса. Игорь Морозов подчеркивает, что дистанционное обучение проводится в таких условиях, при которых очные формы просто невозможно применять (к примеру, если студенты и преподаватели разделены временными и пространственными границами). Но методически организовать синхронное on-line-обучение существенно сложнее обычного. Преподаватель не видит сразу всех слушателей, даже если у каждого из них установлена Web-камера, и вынужден прибегать к методикам, помогающим постоянно поддерживать внимание удаленной аудитории. По наблюдениям Морозова, ни один преподаватель не провел свой первый урок в электронной среде «на пятерку», поэтому в «Академии Ай-Ти», в первую очередь, учат самих педагогов, приступающих к дистанционному ведению семинаров. Методисты объясняют им тонкости дистанционного преподавания, помогают преодолеть скованность, возникающую из-за отсутствия прямого контакта со слушателями.
На методические отличия электронного обучения от традиционного обратила внимание и заведующий лабораторией дистанционного обучения и повышения осведомленности УЦ «Информзащита» Марина Копрусова. «В случае применения технологий e-learning на первый план выходят познавательная деятельность слушателя, его способность самостоятельно обучаться и взаимодействовать с преподавателями в режиме дискуссии или проектной работы, — отмечает она. — Основной задачей преподавателя становится вовлечение слушателя в исследовательскую и познавательную деятельность, а задачами учащегося — активное общение, сбор и обмен информацией, самоконтроль и самоорганизация, конструктивная работа в команде».
Олег Литвин подчеркнул, что помимо расширения регионального охвата слушателей дистанционное обучение позволяет пополнять перечень курсов учебного заведения, поскольку через Internet можно учиться работать с чрезвычайно дорогим оборудованием без его приобретения. Оплачивается лишь аренда удаленной лаборатории. По такой схеме проводятся практические занятия в рамках авторизованных курсов EMC, причем системы хранения данных находятся в учебной лаборатории в Голландии, а доступ к ним осуществляется из класса «Микроинформ» через Internet.
Итак, к дистанционному обучению в послевузовской образовательной среде только начинают присматриваться всерьез. Однако все эксперты единодушны в том, что за соответствующими технологиями — большое будущее. Это, в первую очередь, связано с огромными размерами нашей страны и дефицитом квалифицированных кадров в провинции. Послевузовское образование не может гармонично развиваться без применения Internet-технологий на всех этапах обучения. По Сети можно быстро выбирать интересующие курсы, удобное время для изучения материалов и сдачи экзаменов.
При этом особое значение получает качество учебного контента. Электронные учебники и презентации частично или полностью заменяют преподавателя, поэтому курсы должны быть составлены максимально логично, интересно и информативно. По мнению Игоря Морозова, одновременно будет набирать популярность концепция Web 2.0, подразумевающая организацию на сайтах учебных заведений тематических форумов, блогов преподавателей и электронных энциклопедий на основе wiki.