В феврале 2008 года на Конгрессе 3GSM в Барселоне компании МТС и Microsoft анонсировали совместную программу специальных комплексных предложений в области мобильного Internet. В столице Каталонии партнеры не сообщили какой-либо содержательной информации, и аналитикам оставалось лишь гадать, какими будут плоды совокупных усилий. В начале июля при непосредственном участии третьего игрока, Fujitsu Siemens Computers (FSC), интрига разрешилась неуклюжей PR-кампанией. И вскоре «ВымпелКом», ближайший конкурент МТС, эффектно парировал выпад соперника.
Июльский пресс-релиз МТС, Microsoft и FSC гласил, что партнеры «объявляют о сотрудничестве в области мобильного доступа к Internet и представляют в России комплексное решение, состоящее из брэндированного ноутбука на базе ОС Windows Vista со встроенным 3G-модемом, SIM-карты МТС и специального тарифного плана для передачи данных». На презентации комплексного решения было сказано немало слов о заинтересованности триумвирата в продвижении нового продукта. При этом каждая сторона мотивировала свою заинтересованность с разных позиций.
Непротивление сторон
Сергей Бешев, директор МТС по Москве и Московской области, сообщил, что верит в коммерческие перспективы мобильного доступа к Internet и сетей третьего поколения. По оценкам МТС, к 2012 году доходы отечественных операторов от услуг мобильного доступа вырастут до 3,4 млрд долл. (при том, что весь сотовый рынок составит 34,1 млрд долл.).
Еще в феврале сотовый оператор предложил решение для беспроводного доступа к Internet «МТС Коннект». Оно включало в себя внешние USB-модемы, PC-карты с поддержкой EDGE/3G (производства Huawei) и специальный тариф на передачу данных. В ряде регионов спрос на комплект превысил предложение на 70%, поэтому МТС проявляет крайнюю заинтересованность в расширении ассортимента Internet-продуктов. Выпуск совместного решения с Microsoft и FSC должен помочь оператору удовлетворить спрос в перспективном рыночном сегменте. По прогнозам МТС, к концу года будет продано до 10 тыс. комплектов беспроводного доступа. Его основными потребителями станут сотрудники корпораций, бирж и агентств недвижимости, полагает Бешев.
Биргер Стен, генеральный директор Microsoft в России, также верит в востребованность услуг мобильного доступа. Он привел данные исследований Pyramid Research, согласно которым 73% потенциальных пользователей ноутбуков в нашей стране предпочли бы продукт с 3G-функционалом. Затем Биргер Стен с огорчением констатировал наличие неудовлетворенного спроса на ноутбуки в ценовом диапазоне 500–1000 долл. Он сообщил, что, по данным MMPC Survey, в России могло бы быть продано примерно 2,1 млн недорогих ноутбуков. После чего сделал неожиданный вывод: совместное решение Microsoft, МТС и FSC поможет удовлетворить спрос в обеих рыночных нишах.
В свою очередь, директор FSC по маркетингу в Центральной и Восточной Европе Михал Лихнер отметил, что его компания располагает самой большой в отрасли линейкой ноутбуков со встроенной поддержкой сотовой связи третьего поколения. FSC представляет на рынке 12 таких моделей — от бюджетных решений до систем класса Hi-end. В 2007 году фирме удалось реализовать около 100 тыс. переносных компьютеров со встроенной поддержкой 3G, и выход инновационного комплексного решения МТС, Microsoft и FSC поспособствует дальнейшему росту продаж таких моделей, отметил представитель FSC.
Слепили из того, что было
Что же в действительности представляет собой «инновационное комплексное решение» МТС, Microsoft и Fujitsu Siemens Computers? И каков реальный вклад каждого участника в данный проект? По сути, никаких специальных разработок и инноваций для выпуска анонсированного решения не потребовалось. Покупатель получит стандартный ноутбук FSC со встроенным 3G-модемом и считывателем SIM-карт, укомплектованный стандартной ОС Windows Vista, примитивной утилитой для подключения к Internet через сеть МТС и тарифным планом из пакета «МТС Коннект». Кроме того, в рамках маркетинговой программы развития мобильного ШПД компания МТС предложит льготу: подключившимся с 1 по 30 августа абонентам будет предоставлено 100 Мбайт бесплатного трафика в месяц в течение четырех месяцев.
Продажи совместного продукта МТС, Microsoft и FSC стартуют в Москве, и этот факт сводит на нет основной смысл инициативы. По оценкам экспертов, сети 3G в столице России будут запущены не ранее второй половины 2009 года. Бешев признал, что вопрос демилитаризации диапазона частот 2,1 ГГц в Москве и области может решиться лишь в декабре 2008 года, на совместном заседании представителей ГКРЧ, сотовых операторов и Минобороны России. Правда, в ближайшее время это предложение должно появиться и в других городах России — там, где уже действуют или готовятся к запуску сети 3G МТС (т.е. в Санкт-Петербурге, Казани). А вот московским пользователям нового продукта МТС пока придется ограничиться возможностями подключения к Internet посредством GPRS и EDGE.
Что ж, на поверку инновационное решение для организации мобильного доступа к Internet оказалось комбинацией стандартных продуктов МТС, Microsoft и FSC, сдобренной бесплатным пакетом трафика и малоосмысленной PR-кампанией.
Ответ конкурента
Всего через несколько дней после анонса совместного продукта МТС, Microsoft и FSC компания «ВымпелКом» сделала ответный ход. Она представила комплект «Билайн Интернет Дома», обеспечивающий возможность выхода в Сеть со стационарного компьютера или ноутбука посредством технологий передачи данных GPRS/EDGE/UMTS/HSDPA. Комплект «Билайн Интернет Дома» состоит из USB-модема производства Huawei или ZTE и SIM-карты «Билайн» со специальным тарифным планом для передачи данных.
Отличительная особенность продукта состоит в том, что абонент может активировать карты оплаты «Билайн», проверять баланс, менять тарифный план, подключать и отключать дополнительные услуги через удобное меню модема, разработанное партнерами по проекту, фирмами Huawei и ZTE. Стоимость комплекта — 1995 руб. (против 3790 руб. за набор «МТС Коннект»).
Директор департамента по развитию нового бизнеса «ВымпелКома» Диана Самошкина рассчитывает реализовать 300–400 тыс. комплектов «Билайн Интернет Дома» в течение года. «Билайн», как и МТС, испытывает трудности с освобождением частот для сетей 3G в Москве, поэтому на первом этапе компания нацелилась на продвижение продукта в регионах, где наблюдается дефицит возможностей широкополосного доступа к Internet.
«Мы видим большой потенциал роста рынка Internet-доступа, особенно в регионах, — отметила Самошкина. — По нашим данным, почти половина россиян, имеющих домашние компьютеры, не пользуются Internet. И 38% из них заявляют, что не имеют для этого технической возможности. Однако такая возможность скоро появится: до конца года «ВымпелКом» планирует запустить сети 3G в 40 городах».
В заключение отметим, что третий участник «большой тройки», компания «МегаФон», также располагает решением для организации массового доступа к Internet через сотовую сеть. Сервисный пакет «МегаФон-Модем» включает в себя модем для ноутбука от Sony Ericsson и специальный тарифный план. Но это предложение действует только в сетях GSM/GPRS/EDGE и к сетям 3G пока не имеет отношения. Услуга не отливает инновационным блеском, но фирма честно информирует абонентов об имеющихся возможностях, не торопясь занять место впереди паровоза 3G.