Всемирная выставка электронных средств массовой информации International Broadcasting Convention (IBC) ежегодно представляет последние технические достижения в области вещания и масс-медиа. Каждый год в ней принимают участие более 1300 производителей телерадиооборудования и вещательных фирм из 100 стран мира. Представители российской медиаиндустрии регулярно организовывают свои экспозиции на IBC, но в этом году участие наших компаний впервые поддерживается на государственном уровне -- куратором мероприятия стали Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Минкомсвязи РФ.
На IBC-2008, которая пройдет в Амстердаме, появится совместный павильон «Русский дом», который представит три лагеря российского телерынка: вещателей, интеграторов и производителей. Подготавливает экспозицию Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) и фирма «ЭкспоНАТ». Площадь экспозиции составит 187 кв. м.
«Русский дом» представит реализованные проекты и отечественные разработки -- цифровые ТВ-приставки форматов DVB-C и DVB-T, конверторы, антенно-фидерные устройства для систем телерадиовещания и связи, цифровые ТВ-передатчики и др. Например, вниманию гостей будут предложены малобюджетная (стоимостью 100 тыс. долл.) «виртуальная» студия для небольших телекомпаний, новые информационные центры «Первого канала» и ВГТРК.
В рамках выставки руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский расскажет о концепции развития телерадиовещания в России. Сообщение на тему «Россия как рынок новых информационных технологий» готовит президент НАТ Эдуард Сагалаев. Ожидаются выступления президента Ассоциации кабельного телевидения России Юрия Припачкина, президента Ассоциации HD Union Герасима Гадияна и генерального директора ТРК «Югра» Олега Урушева.
Директор департамента цифрового телевидения и использования новых технологий в СМИ Минкомсвязи РФ Виталий Стыцько подчеркнул, что коллективная экспозиция должна создать у западных коллег цельное представление о российской индустрии телерадиовещания. Интерес госструктур к участию российских компаний в выставке он объяснил подготовкой руководящих документов для масштабного перехода на цифровое телевещание к 2015 году. Главная задача этого перехода -- ликвидация информационного неравенства столиц и регионов. По словам Стыцько, в мегаполисах все проблемы переходного периода сможет решить бизнес, а регионам приходится рассчитывать лишь на помощь государства.
Сейчас пробный переход на «цифру» осуществляется в Ханты-Мансийском автономном округе. Планируется, что населению будут предложены разные по цене и возможностям устройства для приема цифрового сигнала. Уже разработаны интеллектуальные интерактивные приемники, поддерживающие общение голосом, запоминание контента для нескольких пользователей (членов семьи) и включающие в себя GPRS-модем. Социально незащищенные слои населения будут обеспечены самыми простыми приемниками. Все приставки предполагается выпускать в России, возможно -- на совместных предприятиях.
Припачкин добавил, что представители России едут на IBC и затем, чтобы почерпнуть опыт зарубежных коллег. По его словам, переход на цифровое вещание приведет к полному изменению цепочки юридических отношений, которые следует правильно выстроить. «Цифровая революция -- это, прежде всего, новая экономическая модель отношений в обществе. Нам необходимо изучать опыт зарубежных стран в области юридического и законодательного обеспечения деятельности в условиях перехода на «цифру». Во всех европейских странах переход осуществляется параллельно, и наша площадка на IBC уникальна в плане интеграции опыта и поиска решений для Европы в целом», -- говорит Припачкин.
Он особо акцентировался на том, что участников рынка очень интересует, как будет выстраиваться цепочка отношений «собственник -- правообладатель -- оператор связи -- абонент». Пока российское государство вообще не затрагивает тему создания новой экономической модели; упоминаются лишь технологии, которые должны использоваться при переходе на «цифру».
Глава ассоциации «кабельщиков» отметил противоречивость данных, характеризующих динамику перехода на цифровое вещание в зарубежных государствах. Например, ряд европейских стран (Ирландия, Дания) вообще не собираются внедрять «цифру». В Германии цифровое телевидение доступно 36% домохозяйств, а в некоторых странах -- только 8%. В России регионы резко отличаются друг от друга по географическим условиям и плотности населения. Поэтому есть сомнения: а вдруг использование единой технологии всеми 50 млн домохозяйств -- не совсем правильный путь? Возникают и вопросы по поводу эксплуатации приставок: кто будет платить за их ремонт, кто должен играть роль оператора сети, кого обяжут оплачивать работу передатчиков и кто станет правообладателем контента?
Участие России в IBC вселяет надежду на получение ответов на эти и другие актуальные вопросы медиаотрасли. По мнению Герасима Гадияна, наша страна, на десятки лет отставшая от Запада по развитию телевещания, сможет преодолеть комплекс догоняющего благодаря внедрению самых передовых технологий, таких как HDTV.