Насыщенность столичного рынка мобильной связи продолжает бить рекорды: по данным аналитиков, на 100 жителей Москвы приходятся 172 SIM-карты. Потенциал новых подключений упал до минимума, тарифы практически достигли «дна». В этих условиях сотовые операторы фокусируют маркетинговые стратегии, пытаясь подмять под себя наименее охваченные демографические группы. Столичная сеть «Билайн» сделала ставку на мигрантов, молодежь и любителей безграничого общения, сообщил Владимир Рябоконь, вице-президент и директор компании в московском регионе.
По статистике столичных миграционных служб, в Москве проживают порядка 3 млн приезжих, а по неофициальным данным их – 6-7 млн. Люди разных национальностей едут в столицу России на заработки, учиться или отдыхать. Именно для них еще в 2006 году в сети «Билайн» был введен тариф «Добро пожаловать», который за последние полгода корректировался дважды. Сначала снизились с 7 руб. до 4,5 за минуту расценки на международные соединения; сейчас стоимость международного вызова в некоторые регионы составляет 2,5 руб. Для гостей столицы, приехавших из регионов, уменьшились расценки и на междугородние переговоры. Ранее звонки из Москвы в другие города страны по тарифу «Добро пожаловать» обходились в 4,45 руб. за минуту (в другие сети - 8,95 руб.), теперь же стоят всего 2,5 руб. за минуту (в том числе в иные мобильные сети). Отметим, в других популярных тарифах «Билайна» стоимость той же услуги - 4,95 руб.
Для привлечения и удержания заезжих абонентов московский дивизион «Билайна» использует неординарные средства. Например, для мигрантов формируется и распространяется по телефонным сетям специальный контент на их родных языках – новости, советы по трудоустройству и регистрации. Кроме того, для них абонентская служба работает на языках сопредельных стран: в этом случае московский филиал «Билайна» задействует ресурсы своих центров обработки вызовов в Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Грузии и Армении.
Еще одна целевая группа, на которую «Билайн» возлагает особые надежды, – молодежь. «Принято считать, что эта категория абонентов характеризуется низким ARPU, - говорит Рябоконь. - Но при внимательном рассмотрении оказалось, что нынешняя молодежь тратит на мобильную связь весьма значительные суммы, - средний счет превышает 1 тыс. руб.».
Вместе с тем молодые люди умеют считать деньги и легко переходят на более дешевые тарифы, даже если они предложены другим оператором. Учитывая эти особенности, «Билайн» модернизировал тарифное предложение «Монстр общения»: изначально цена составляла 1,75 руб. за минуту звонков на все мобильные, а теперь для владельцев студенческого билета стоимость вызовов снижена до 1,5 руб.
Наконец, «Билайн» фокусируется на абонентах, не желающих ограничивать себя в общении по телефону. Для них 9 сентября в Москве активизирован новый тариф, который, хотя и имеет некоторые ограничения, называется «Безлимитным». Пользователи предоплатной системы расчетов, подключившиеся к «Безлимитному», получают за 85 руб. в сутки возможность общаться 120 мин (подразумеваются звонки на местные номера). Ежемесячная плата для постоплатных абонентов «Безлимитного» составляет 3 тыс. руб. (в нее включены 3600 мин местных вызовов в месяц).
Кроме того, абоненты постоплатной системы расчетов смогут сократить ежемесячные платежи, став участниками программы «Счастливое время», которая стартует в московском регионе 15 сентября. Абонент, использующий любой постоплатный тарифный план и подписавший соглашение с обязательством сохранять эту систему расчетов в течение года, будет каждый месяц получать 15-процентную скидку с суммы счета. Спустя год у него появится возможность получить скидку 17%, а еще через год - 20%. Программа будет действовать в Москве, Краснодаре, Волгограде, Ростове, Туле, Перми, Саратове и Санкт-Петербурге.
Как заявила руководитель службы по маркетингу «Билайна» в столичном регионе Елена Суховей, ограничения продолжительности разговоров в тарифе «Безлимитный» введены для защиты от фрода (т.е. исключения бесконтрольной генерации злоумышленниками трафика в другие сети) и на абонентах никак не отразятся. Якобы, пользователи прежнего безлимитного тарифа «Свободный стиль» никогда не выговаривали более 2 тыс. мин в месяц, а в новом тарифе установлена гораздо более высокая планка.
К слову, абонентская плата в истинно безлимитном «Свободном стиле» составляла 4,5 тыс. руб. Аналогичные услуги, предоставляемые МТС по безлимитному тарифу «Эксклюзив», обходятся в 4977 руб. На первый взгляд, «Билайн» попросту демпингует на рынке неограниченного голосового трафика. Но это не так, утверждает Рябоконь. «Нам удалось существенно снизить себестоимость услуг за счет использования сетевых ресурсов недавно приобретенного «Голден Телекома». Он обладает лицензиями на дальнюю связь и необходимой инфраструктурой, благодаря чему «Билайн» перенаправил до половины МГ/МН-трафика из других коммерческих сетей («Ростелекома», МТТ) в сеть родственного предприятия. Это - уже не демпинг, а нормальные подсчет и экономика», - заключил Рябоконь.