Всемирная выставка электронных средств массовой информации International Broadcasting Convention (IBC) ежегодно представляет последние технические достижения в области вещания и масс-медиа. В этом году компании более чем из 100 стран представят студийное оборудование, передвижные телевизионные станции, съемочные и звукозаписывающие устройства, HD-технологии, IP-телевидение, цифровое спутниковое и мобильное ТВ, другие системы вещания.
Представители российской медиаиндустрии регулярно организовывают свои экспозиции на IBC, но в этом году участие наших компаний впервые поддерживается на государственном уровне — куратором мероприятия стали Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Минкомсвязи РФ. На IBC-2008, которая пройдет в Амстердаме, появится совместный павильон «Русский дом», который представит три лагеря российского телерынка: вещателей, интеграторов и производителей. Подготавливает экспозицию Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) и фирма «ЭкспоНАТ». Площадь экспозиции составит 187 кв. м.
«Русский дом» представит реализованные проекты и отечественные разработки — цифровые ТВ-приставки форматов DVB-C и DVB-T, конверторы, антенно-фидерные устройства для систем телерадиовещания и связи, цифровые ТВ-передатчики и др. Например, вниманию гостей будут предложены малобюджетная (стоимостью 100 тыс. долл.) «виртуальная» студия для небольших телекомпаний, новые информационные центры «Первого канала» и ВГТРК.
В рамках выставки руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский расскажет о концепции развития телерадиовещания в России. Сообщение на тему «Россия как рынок новых информационных технологий» готовит президент НАТ Эдуард Сагалаев. Ожидаются выступления президента Ассоциации кабельного телевидения России Юрия Припачкина, президента Ассоциации HD Union Герасима Гадияна и генерального директора ТРК «Югра» Олега Урушева.
Директор департамента цифрового телевидения и использования новых технологий в СМИ Минкомсвязи РФ Виталий Стыцько подчеркнул, что коллективная экспозиция должна создать у западных коллег цельное представление о российской индустрии телерадиовещания. Интерес госструктур к участию российских компаний в выставке он объяснил подготовкой руководящих документов для масштабного перехода на цифровое телевещание к 2015 году. Главная задача этого перехода — ликвидация информационного неравенства столиц и регионов. По словам Стыцько, в мегаполисах все проблемы переходного периода сможет решить бизнес, а регионам приходится рассчитывать лишь на помощь государства.
Сейчас пробный переход на «цифру» осуществляется в Ханты-Мансийском автономном округе. Планируется, что населению будут предложены разные по цене и возможностям устройства для приема цифрового сигнала. Уже разработаны интеллектуальные интерактивные приемники, поддерживающие общение голосом, запоминание контента для нескольких пользователей (членов семьи) и включающие в себя GPRS-модем. Социально незащищенные слои населения будут обеспечены самыми простыми приемниками. Все приставки предполагается выпускать в России.
Припачкин добавил, что представители России едут на IBC и затем, чтобы почерпнуть опыт зарубежных коллег. По его словам, переход на цифровое вещание приведет к полному изменению цепочки юридических отношений, которые следует правильно выстроить. «Цифровая революция — это, прежде всего, новая экономическая модель отношений в обществе. Нам необходимо изучать опыт зарубежных стран в области юридического и законодательного обеспечения деятельности в условиях перехода на «цифру». Во всех европейских странах переход осуществляется параллельно, и наша площадка на IBC уникальна в плане интеграции опыта и поиска решений для Европы в целом», — говорит Припачкин.
Он особо акцентировался на том, что участников рынка очень интересует, как будет выстраиваться цепочка отношений «собственник — правообладатель — оператор связи — абонент». Пока российское государство вообще не затрагивает тему создания новой экономической модели; упоминаются лишь технологии, которые должны использоваться при переходе на «цифру».
Глава ассоциации «кабельщиков» отметил противоречивость данных, характеризующих динамику перехода на цифровое вещание в зарубежных государствах. Например, ряд европейских стран (Ирландия, Дания) вообще не собираются внедрять «цифру». В Германии цифровое телевидение доступно 36% домохозяйств, а в некоторых странах — только 8%. В России регионы резко отличаются друг от друга по географическим условиям и плотности населения. Поэтому есть сомнения: а вдруг использование единой технологии всеми 50 млн домохозяйств — не совсем правильный путь? Возникают и вопросы по поводу эксплуатации приставок: кто будет платить за их ремонт, кто должен играть роль оператора сети, кого обяжут оплачивать работу передатчиков и кто станет правообладателем контента?
Участие России в IBC вселяет надежду на получение ответов на эти и другие актуальные вопросы медиаотрасли. По мнению Герасима Гадияна, наша страна сегодня имеет шанс преодолеть комплекс догоняющего благодаря внедрению самых передовых технологий, таких как телевидение высокой четкости.