Александр Изосимов: «Поиск новых продуктов, которые объединяют в себе возможности обеих компаний, будет продолжаться постоянно»«Сделка века», как уже окрестили аналитики поглощение «ВымпелКомом» альтернативного оператора фиксированной связи «Голден Телеком» (ГТ), прошла без каких-либо осложнений. С момента фактического завершения сделки минуло примерно 8 месяцев, в течение которых немалая, даже по мировым меркам, организационная и технологическая инфраструктура ГТ органично вписалась в инфраструктуру сотовой компании.

2 сентября «ВымпелКом» официально объявил о выводе из обращения торговых марок «Голден Телеком» и «Корбина Телеком», хорошо известных на российских рынках корпоративных услуг связи и широкополосного доступа, и о рождении в семействе «Билайн» нового брэнда «Билайн Бизнес». На первый взгляд, это событие может показаться лишь очередным проявлением затянувшейся на отечественном телекоммуникационном рынке игры в ребрендинг, но на деле за ним кроется нечто большее.

Как заявил генеральный директор «ВымпелКома» Александр Изосимов, единая компания развивается по графику и даже с его опережением. Уже это надо расценивать как несомненный успех, ведь большинство масштабных объединительных сделок на мировом телекоммуникационным рынке потерпели неудачу. В качестве свежего примера Изосимов упомянул отставку высшего руководства Alcatel-Lucent, вызванную неудовлетворительными финансовыми итогами II квартала 2008 года. А операционная выручка «ВымпелКома» во II квартале достигла 2,61 млрд долл., увеличившись (в том числе благодаря консолидации доходов ГТ) на 52% по сравнению с аналогичным показателем 2007 года. Стоит оговориться, что «ВымпелКом» не обогнал МТС, а лишь вплотную приблизился к основному конкуренту по консолидированной квартальной выручке, поскольку тот заработал 2, 635 млрд долл.

Но, как уже не раз отмечали эксперты, главная цель слияния фиксированнго и мобильного операторов заключалась не столько в укрупнении бизнеса, сколько в достижении синергетического эффекта и появлении уникальных перспектив его развития. С «Голден Телекомом», по выражению Изосимова, у «ВымпелКома» сложился «идеальный союз» — настолько эти две компании расширили бизнес-возможности друг друга. Речь идет о самых разных аспектах операторской деятельности: федеральная транспортная сеть «Билайна» получила поддержку мощной инфраструктуры проводного доступа «Корбины», к мобильной связи добавились возможности фиксированных широкополосных коммуникаций, а опыт работы на массовом рынке (на котором традиционно силен «Билайн») дополнился глубокой экспертизой в области обслуживания корпоративного сегмента.

Изосимов подчеркнул, что у ГТ сложились очень тесные отношения с ИТ-департаментами крупных организаций, в которые сотрудникам отдела продаж «Билайна» вход, как правило, был заказан. Поэтому создание на базе коммерческого департамента ГТ отдельного бизнес-направления «ВымпелКома» для продвижения на рынок услуг под брэндом «Билайн Бизнес» стало закономерным шагом. Должность вице-президента по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКома» досталась Андрею Патоке, прежде — вице-президенту «Голден Телекома».

Гендиректор «ВымпелКома» рассказал об одной хитрости, которая позволила избежать возможных «турбулентностей» внутри компаний в процессе слияния. Оказывается, было решено не полностью объединить структуры всех уровней, а ограничиться теми элементами, которые должны обеспечить синергетический эффект. Под «точечное» слияние попали, в частности, отделы продаж и обслуживания корпоративных клиентов, службы закупок, инфраструктура опорных сетей. Сейчас уже завершилась интеграция клиентских баз «Билайна» и ГТ, оптимально перемаршрутизирован межоператорский трафик (в частности, МГМН-трафик абонентов «ВымпелКома» из/в сети «Ростелекома» и МТТ перенаправлен по каналам, ранее принадлежавшим «Голден Телекому»), увеличена пропускная способность общей транспортной сети, начались первые кросс-продажи конвергированных сервисов корпоративным клиентам.

Бывший глава «Голден Телекома», а ныне управляющий директор «ВымпелКома» в России Жан-Пьер Вандромм отметил, что в портфеле объединенного оператора есть все услуги, которые могут потребоваться предприятиям и частным лицам, — от традиционной телефонии (проводной и беспроводной) до IP-VPN и широкополосного мобильного Internet-доступа. В общей сложности операторский конгломерат имеет на территории девяти стран с населением 350 млн человек около 130 тыс. корпоративных клиентов.

По оценкам Вандромма, пересечение независимых клиентских баз «Билайна» и «Голден Телекома» среди крупных предприятий составляло 50%, причем при оказании мобильных услуг ARPU каждого них превышал 2 тыс. долл. Теперь следует ожидать более активной экспансии «ВымпелКома» в малый и средний бизнес. Кроме того, эффект слияния операторских активов должен проявиться в том, что «Билайн» сможет предлагать весь спектр сервисов по более выгодным расценкам и с улучшенным качеством. Правда, первые лица компании не уточнили, планируется ли реальное снижение тарифов на услуги связи для корпоративных пользователей.

Вандромм признал, что до фактического объединения операторов предоставление корпоративным клиентам совместных услуг FMC имело условный характер. Дело в том, что эти услуги не были технически интегрированы между собой (к примеру, не поддерживались короткий набор номеров в рамках единого плана нумерации, переадресация вызовов из фиксированной в мобильную сеть и унифицированная голосовая почта). Все преимущества подписки на FMC-пакеты сводились к получению клиентами единого счета, который, по сути, был арифметической суммой счетов за потребляемые услуги. В общем, говорить о каком-либо коммерческом успехе на поприще FMC прежде не приходилось.

Другое дело — сейчас. Исполнительный директор «Билайна» заверил, что оператор полностью готов к предоставлению настоящих конвергированных услуг, на которые уже подписались первые российские клиенты. «Поиск новых продуктов, которые объединяют в себе возможности обеих компаний, будет продолжаться постоянно», — добавил Изосимов.

МТС довольно остро отреагировала на запуск конкурентом брэнда, ориентированного на бизнес-пользователей. Буквально в тот же день она сообщила о реорганизации структуры маркетингового блока бизнес-единицы «МТС Россия». Повсюду в региональных подразделениях МТС введены раздельные должности коммерческих директоров, отвечающих за розничный и корпоративный сегменты. Они будут отвечать за управление продажами, развитие продуктов и услуг, повышение лояльности абонентов и качества обслуживания.

Попутно пресс-служба МТС сделала вывод, что при выборе решений для организации корпоративной связи компании ориентируются, прежде всего, на своего мобильного оператора, ведь доля фиксированной связи в деловых переговорах составляет всего 3—5% затрачиваемого времени. А по данным РОМИР, «Мобильные ТелеСистемы» остаются лидирующим поставщиком мобильных услуг для корпоративного сектора с рыночной долей 51%.

«Мы двигаемся в направлении создания конвергентных решений. У нас сформирован блок, который будет заниматься развитием совместных продуктов как в рамках сотрудничества с АФК «Система», так и в партнерстве с независимыми операторами», — рассказала пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По ее словам, уже в октябре МТС и Orange Business Services планируют начать в девяти крупнейших городах России подключение к федеральному сервису FMC, который позволит создавать единую сеть корпоративной телефонии с короткими номерами для фиксированных и мобильных абонентов. К услуге сможет подключиться любой нынешний заказчик МТС и Orange без замены ранее выданных SIM-карт. Изменений корпоративной инфраструктуры заказчика не потребуется.

Примечательно, что в качестве первого партнера по реализации масштабного FMC-проекта сотовый оператор выбрал независимого Orange Business Services, а не близкую по АФК «Система» компанию «Комстар-ОТС». Причину, видимо, надо искать не в «родственных» связях, а в имеющейся клиентской базе: «Комстар» в значительной мере остается игроком столичного рынка телекоммуникаций, тогда как Orange традиционно фокусируется на работе с организациями федерального масштаба и транснациональными корпорациями.


Ревизия технологий

Наряду с бизнес-инфраструктурой, лицензиями и клиентской базой «ВымпелКом» получил все инновационные проекты, которые реализовывал «Годен Телеком» в столице и регионах. Отчасти эти начинания пошли вразрез с технической стратегией «Билайна», и руководство объединенной компании решило их тихо свернуть. В первую очередь, речь идет о знаменитом проекте Golden WiFi, нацеленном на полное покрытие всей территории Москвы сетью уличного доступа к Internet на основе архитектуры Mesh. «‘Билайн’ не закрывает сеть Golden WiFi, а просто оптимизирует ее под indoor-обслуживание абонентов, — пояснил Жан-Пьер Вандромм. — Точки доступа будут развертываться в торговых и деловых центрах, аэропортах, на вокзалах, везде, где имеются значительные скопления людей».

Вместе с тем, по сообщениям независимых источников, зона обслуживания уличной сети WiFi в столице уже стала уменьшаться. В преддверии коммерческого запуска сети 3G это, наверное, — вполне логичный ход, ведь бесплатные услуги доступа через Golden WiFi вряд ли будут способствовать популяризации платных сервисов мобильного Internet. Ни в одном другом городе страны «ВымпелКом» не собирается повторять опыт Golden WiFi с развертыванием беспроводных сетей городского масштаба.

Весьма критично руководство «Билайна» смотрит и на развитие сетей WiMax в России. «Мы пока не будем вкладывать деньги в строительство сетей WiMax, поскольку эта технология упустила свой шанс», — говорит Александр Изосимов. Таким образом, вся широкополосная стратегия фиксированно-мобильного оператора будет строиться на развитии технологий 3G/HSPA в области мобильной связи и HTTx — в фиксированной.