Как сообщил президент «Комстара» Сергей Приданцев на посвященной этому событию пресс-конференции, решение о перераспределении активов было принято еще летом. Между компаниями подписан договор поручения, который дал «Комстару» возможность управлять деятельностью «Стрим-ТВ» в интересах акционеров. По инициативе нового правообладателя в «Стрим-ТВ» сменились генеральный директор, председатель совета директоров и финансовый директор. Ожидается, что все формальности сделки будут урегулированы к концу года.
Хотя около 30% сетей группы «Стрим-ТВ» позволяют оказывать услуги Tripple Play, в 2009 году «Комстару» все же придется заняться модернизацией доставшейся ему инфраструктуры, потратив на это около 60 млн долл. В общей сложности модернизация затронет до 90% сетей «Стрим-ТВ». По словам Приданцева, она будет состоять в прокладывании оптических каналов до отдельных зданий (Fiber To The Building, FTTB) и в интеграции сетей двух компаний, что позволит задействовать единую инфраструктуру для оказания мультисервисных услуг. Кроме того, доставшиеся «Комстару» ресурсы будут использованы для строительства сетей и обслуживания корпоративных абонентов.
Передача активов «Стрим-ТВ» в руки «Комстара» сулит правообладателю очевидные бизнес-выгоды. Несмотря на скромные, по масштабам столичного оператора, финансовые показатели (выручка в 2007 году составила 89,7 млн долл.), «Стрим-ТВ» является крупнейшим в России провайдером услуг платного телевидения с долей рынка 17%. Распределительные сети группы проложены в 40 городах с общим населением 15 млн человек. Сети «Стрим-ТВ» охватывают более 3,5 млн домохозяйств, из которых около 1,8 млн активно пользуются платным телевидением, а 200 тыс. — услугами широкополосного доступа. После перехода активов «Стрим-ТВ» под управление «Комстара» последний, по словам его руководителей, превратится в национального оператора широкополосного доступа, присутствующего в 67 городах. Общее число подписчиков на услуги ШПД объединенной компании превышает 1 млн человек.
Насущная потребность «Комстара» в территориальной экспансии диктуется приближением столичного рынка услуг широкополосного доступа к состоянию насыщения. По словам Александра Горбунова, вице-президента «Комстара» по стратегии и развитию, по уровню проникновения в Москве этот рыночный сегмент уже опередил европейский рынок. Летом компания приняла новую стратегию в области широкополосного доступа, нацеленную на привлечение в течение года последней «порции» первичных абонентов. Этой цели подчинены агрессивная рыночная политика, специальные маркетинговые акции, внедрение системы прямых продаж, предложение услуг доступа от лица МГТС и другие меры. Руководители оператора считают, что измененная политика принесла свои плоды.
По оценкам компании «Фокус+», 55% московских семей уже подключились к Internet, а еще максимум 7% сделают это в ближайшие полгода-год. В сумме это примерно дает теоретический предел уровня проникновения широкополосных сервисов в столице (67%). Выход на уровень насыщения сопровождается снижением тарифов и ростом затрат на привлечение абонентов, а точнее, на их переманивание от других провайдеров. Дальнейшая борьба за клиентов посредством снижения тарифов уже нецелесообразна.
В этих условиях один из путей дальнейшего развития бизнеса оператора заключается в выходе в регионы, чего и добился «Комстар» благодаря поглощению «Стрим-ТВ». Другой путь состоит в более точном сегментировании абонентской базы и увеличении набора предоставляемых услуг. Руководители компании намерены оптимизировать ее бизнес за счет перехода к двум моделям обслуживания — для разных категорий пользователей.
На бюджетный сегмент (ARPU 3–5 долл.) будут нацелены предложения МГТС, которые предполагают низкие тарифы, выставление единого счета за услуги телефонии и Internet с кредитной формой оплаты. Примерно через год МГТС предложит массовому абоненту услуги широкополосного доступа с использованием технологии IMS, что откроет путь внедрению новых телематических сервисов («умный дом», дистанционное видеонаблюдение) и позволит применять новые схемы тарификации (с оплатой отдельных дней и даже часов пользования услугой).
«Комстар» продолжит работать под собственным брэндом с премиальным сегментом (ARPU не менее 15 долл.), для которого имеют принципиальное значение набор доступных сервисов и контента, их качество. Планируется ввести сдвоенные тарифы на услуги ТВ и доступа к Internet, а также высокодоходные тарифы на доступ со скоростью вплоть до 24 Мбит/с. Оператору предстоит завершить модернизацию «последней мили» до пропускной способности 10 Мбит/с, одновременно обеспечив поддержку ТВ высокого разрешения, запустить в эксплуатацию беспроводные сети WiFi-FON и WiMAX. Предполагается, что в результате перечисленных мероприятий ко второй половине 2009 года пользователи услуг доступа примерно поровну распределятся между МГТС и «Комстаром».
Остается добавить, что Приданцев не исключает новых приобретений, но, скорее всего, это будут небольшие региональные операторы из городов, в которых сегодня «Комстар» не представлен. Благодаря таким покупкам и собственному развитию оператор намерен к 2011 году довести свою долю на российском рынке услуг широкополосного доступа до 30%.