Примерно три года назад специалисты по маркетингу и PR компании Nortel придумали термин «гиперподключенность», характеризующий масштабы использования коммуникационных технологий в деловой и повседневной жизни. Общее определение этого термина — «состояние среды, в котором количество устройств и приложений, подключенных к сети, превосходит число пользователей». Трудно сказать, какую пользу принесет такое словотворчество прогрессивному человечеству, но тиражирование «инновационного» термина в СМИ наверняка формирует у читателей ассоциативную связь между современными коммуникационными технологиями и продуктами Nortel.
Весной текущего года аналитики IDC по заказу Nortel провели глобальное исследование, попытавшись выяснить, как современные коммуникационные технологии («гиперподключенность» в трактовке клиента) влияют на работу и саму жизнь людей. При этом сам термин «гиперподключенность» получил расширенное и углубленное толкование. Исследователи утверждают, что всех пользователей коммуникационных технологий можно разделить на четыре категории.
Первая — собственно «гиперподключенные» пользователи нового поколения. Они задействуют минимум семь разных устройств в личных и рабочих целях, а также не менее девяти приложений — мгновенного и текстового обмена сообщениями, проведения Web-конференций, участия в социальных сетях и др. Типичный джентльменский набор «гиперподключенца» включает в себя домашний и рабочий настольные ПК, ноутбук, КПК, фиксированный телефон, мобильный телефон и, например, GPS-навигатор. Впрочем, возможны и другие варианты.
С немного меньшим энтузиазмом задействуют коммуникации потребители из второй группы — «интенсивно подключенных». Они оперируют минимум четырьмя устройствами и шестью приложениями, активно пользуются блогами и вики-сайтами, но в два раза реже, чем «гиперподключенные», вовлекаются в социальные сети и втрое реже пользуются системами IP-телефонии.
Третья группа — «пассивно подключенные». Они применяют еще меньше коммуникационных устройств и только начинают экспериментировать с некоторыми приложениями (например, обмена мгновенными сообщениями), но еще не готовы пользоваться более сложными приложениями категории Web 2.0.
Замыкают список «ограниченно подключенные», которые хоть и задействуют Internet, но для передачи сообщений чаще всего используют электронную почту. Они обычно выходят в Internet через настольный ПК, а для голосовых вызовов задействуют мобильный телефон.
Опросив почти 2400 человек в 17 странах, специалисты IDC установили, что 16% респондентов уже работают в условиях гиперподключенности. Они полностью реализуют потенциал всех имеющихся устройств и активно применяют новые коммуникационные приложения. «Интенсивно подключенных» пользователей — 36%.
Результаты исследования позволяют заключить: по мере того, как «интенсивно подключенные» станут обретать новые возможности, доля «гиперподключенных» будет расти. Согласно прогнозам, за пять лет она должна достичь 40%. Это связано с тем, что пожилые работники выходят на пенсию, а на их место приходят молодые люди, которые составляют основную часть «интенсивно подключенных».
Исследование проводилось в Северной Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке. Странами с самым большим числом «гиперподключенных» оказались Китай и США, а меньше всего их — в Канаде и Объединенных Арабских Эмиратах.
Больше всего «интенсивно подключенных» насчитывается в России — таковых в нашей стране более 36%», с удовлетворением отметил Евгений Лисицин, управляющий директор Nortel по России, странам СНГ и Балтии. Свыше 50% респондентов в регионе EMEA (вдвое больше, чем в Северной Америке) заявили, что используют в работе мгновенные и текстовые сообщения.
Более трети респондентов пользуются в работе ресурсами социальных сетей и других онлайновых сообществ, таких как блоги, википедии и онлайновые форумы. Лидируют в этом отношении страны Карибского бассейна и Латинской Америки.
Доли «гиперподключенных» в разных отраслях неодинаковы. Они варьируются от 9% опрошенных в области здравоохранения до 25% в сфере высоких технологий и 21% в финансовой отрасли.
Почти каждый пятый отметил, что ему трудно пользоваться несколькими средствами связи. Потребители недовольны тем, как их компании управляют несогласованными коммуникационными системами. Свыше 25% опрошенных считают свои корпоративные системы медленными и ненадежными.
Эти цифры внушают особый оптимизм маркетологам Nortel. Они утверждают, что эффективным ответом на запросы и чаяния растущей аудитории «гиперподключенных» являются продукты самой Nortel и ее стратегических партнеров в области унифицированных коммуникаций — еще одного модного термина нашего революционного времени.