В Подмосковье разворачивается настоящая война за пользователей услуг связи: несколько крупнейших телекоммуникационных компаний реализуют за столичной кольцевой автодорогой масштабные инвестиционные проекты, надеясь потеснить местного старожила — московский филиал «ЦентрТелекома». Этот (все еще существенный) оператор не намерен сдаваться без боя и вкладывает огромные средства в модернизацию своих сетей.
О повышенном внимании столичных операторов к подмосковному рынку красноречиво свидетельствует их активное участие в международной выставке-презентации «Подмосковье-2008», недавно прошедшей в комплексе «Крокус-Экспо». В составе выставочной экспозиции можно было увидеть стенды таких крупных игроков, как «Билайн», «МегаФон», «Ростелеком» и «ЦентрТелеком». Участники выставки демонстрировали новейшие услуги, нацеленные на региональную аудиторию. К примеру, «Билайн» разработал специальный корпоративный тариф «Подмосковный бизнес» с льготными ценами на звонки в областной тарификационной зоне и безлимитными опциями (это предложение было анонсировано несколько месяцев назад). «МегаФон» подготовил аналогичный тарифный план «Бизнес-Подмосковье» специально к открытию выставки.
Развитие телекоммуникаций в Московской области курирует региональное Министерство информационных технологий и связи, на стенде которого были представлены крупнейшие инвестиционные проекты в сфере ИКТ. По данным руководителя министерства Николая Межуева, за последние три года операторы связи инвестировали в регион около 10 млрд руб. Все эти траты были согласованы с властями и включены в программу местного Правительства «Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2005–2008 годы». Примечательно, что все мероприятия программы финансировались исключительно из внебюджетных источников.
Межуев констатировал, что эта программа практически выполнена, а ее основные целевые показатели достигнуты. В частности, очередь на установку телефонов в Московской области сократилась с 350 тыс. до 77 тыс. заявлений. Доля альтернативных операторов в объеме предоставляемых на территории области услуг связи увеличилась до 22,6%. Вместе с тем 1412 малых населенных пунктов на территории области все еще не телефонизированы, поэтому областное Правительство приняло новую программу с тем же названием на 2009–2012 годы. Ее основные задачи — развитие конкурентной среды на телекоммуникационном рынке и уменьшение диспропорций в потреблении услуг связи между различными муниципальными образованиями.
К 2012 году половина домохозяйств Подмосковья будет обеспечена доступом к Internet, причем доля широкополосных подключений составит 30% общего числа домохозяйств (сейчас уровень проникновения услуг ШПД в среднем по области составляет 12%).
Плотность фиксированной телефонной связи на завершающем этапе программы составит 35 аппаратов на 100 жителей. Обеспечение таксофонами и ПКД к Internet достигнет 100%. Доля платных услуг связи в общем объеме платных услуг населению области возрастет до 6%. Финансирование этой программы, как и прежде, будет осуществляться без привлечения бюджетных вливаний. Прогнозируемый объем инвестиций — около 10 млрд руб., и из них примерно 3 млрд вложит в развитие телекоммуникационной инфраструктуры региона «Билайн».
«СЦС Совинтел» (теперь это структура «ВымпелКома») реализует инвестиционный проект, который предусматривает построение на территории Московской области волоконно-оптических сетей связи общей протяженностью не менее 1500 км и покрытие сетью к концу 2010 года 68 подмосковных городов. К тому моменту планируется охватить современными услугами связи 1,5 млн домохозяйств. Объем инвестиций в проект составит более 2,4 млрд руб. Одновременно «ВымпелКом» развивает и реконструирует региональную ВОЛС для своей сотовой сети, сообщил Владимир Рябоконь, вице-президент «ВымпелКома» и директор сети в московском регионе. Предусмотрено строительство замкнутой ВОЛС и узлов связи в районе 50-километрового радиуса вокруг Москвы (Зеленоград, Ногинск, Подольск, Икша, Костино, Бронницы, Калининец, Падиково). Общий объем инвестиций в проект — 364,5 млн руб., предполагаемый срок его реализации — два года.
Еще один проект захвата подмосковного рынка вынашивает «Центральный телеграф». Компания также планирует построить на территории Московской области инфраструктуру Ethernet-сети для предоставления услуг телефонии, широкополосного доступа к Internet и телевидения. На эти цели в течение пяти лет планируется израсходовать 3,1 млрд руб.
В свою очередь, «Радионет» обещает вложить в строительство собственной мультисервисной сети в Подмосковье более 2,7 млрд руб. Конечные цели проекта, рассчитанного на три года, весьма амбициозны: оператор планирует подключить к своей сети 180 тыс. пользователей услуг телефонии, 200 тыс. — доступа к Internet и 100 тыс. клиентов интерактивного телевидения.
Пока же системообразующим оператором региона остается московский филиал «ЦентрТелекома», который рассчитывает сохранить и приумножить собственные достижения. Только в 2008 году он инвестировал в модернизацию своих сетей около 2 млрд руб. Константин Кравченко, заместитель генерального директора филиала, сообщил, что основная задача заключается в повышении уровня цифровизации сети и качества услуг. Сегодня этот уровень составляет 46,2%, но до конца года должен вырасти до 64%, что даже превысит среднемосковские показатели.
Фактически, заново строится сеть зоновой связи; многое делается и для развития рынка ШПД. Так, 30 июня оператор в 10 раз увеличил пропускную способность своей опорной сети передачи данных — с 1 до 10 Гбит/с. Это наверняка ощутили пользователи Internet-сервиса Domolink, которых у подмосковного филиала «ЦентрТелекома» — уже 100 тыс. Сейчас компания проводит испытания в опытной зоне IPTV, и до конца года сервис интерактивного телевидения должен быть запущен в коммерческую эксплуатацию, пообещал Кравченко.
В заключение отметим, что на территории Подмосковья ежегодно строится около 6,7 млн квадратных метров жилья, что больше, чем во всех других регионах России вместе взятых. Николай Межуев заверил, что во всех программах и проектах, реализуемых в регионе, учитываются громадные темпы роста числа потенциальных потребителей телекоммуникационных услуг.