Корпорации, чей годовой оборот измеряется десятками миллиардов долларов, придерживаются неписаного правила: выходить на новые продуктовые рынки только в том случае, если на них можно заработать не менее 1 млрд долл.
В октябре Cisco пополнила ряды поставщиков оборудования для корпоративной видеоконференц-связи, представив два решения семейства TelePresence Meeting (TPM). Стоимость старшей версии, TelePresence 3000, составляет 299 тыс. долл., а младшей, TelePresence 1000, — «всего» 79 тыс. долл., поэтому компании не составит труда достичь миллиардных оборотов.
Правда, представители Cisco заверяют, что эти продукты не являются решениями для видеоконференц-связи в традиционном понимании. В них используются принципиально новые технологии телеприсутствия, которые отличаются от обычных технологий ВКС примерно как автомобиль от велосипеда. Надо сказать, данные аргументы не лишены веских оснований, в чем мне довелось убедиться, увидев систему TelePresence 3000 в действии.
Общие впечатления
Cisco Systems пригласила журналистов из нескольких специализированных изданий в свой лондонский офис, где с помощью оборудования TPM был организован сеанс видеосвязи со штаб-квартирой корпорации в Сан-Хосе и офисом в Нью-Йорке. Впечатление от работы TelePresence 3000, действительно, превзошло самые оптимистичные ожидания: был достигнут полный эффект присутствия всех участников сеанса в одной переговорной комнате.
Производитель не упустил из вида даже такие «мелочи», как реальный размер изображения собеседника на экране, воспроизведение звука в направлении от его источника и наличие виртуального «круглого стола». Казалось, мы и заокеанские собеседники сидим за одним переговорным столом, поскольку на плазменных панелях, установленных в лондонском офисе, в полном соответствии с законами пространственной проекции отображалась противоположная сторона этого стола. На самом же деле точно такой переговорный стол с микрофонами и IP-телефонами находился в другой переговорной комнате, удаленной от Лондона на несколько тысяч миль, и это его изображение мы видели на своих экранах. Как сообщили сотрудники Cisco, для видеосвязи через океан использовалась общедоступная сеть оператора Cable&Wireless.
Помимо высококачественного изображения, позволяющего в деталях различать мимику и жесты собеседника, а также пространственного многоканального звука, передающего любые интонации голоса, система TelePresence Meeting поддерживает передачу документов и файлов. Хочется сказать несколько лестных слов в адрес инженеров, продумавших дизайн, компоновку переговорной комнаты и источники освещения. После первых нескольких минут привыкания к обстановке напрочь забываешь о том, что видишь коллегу, начальника или делового партнера на телевизионном экране.
Погружаясь в технологию
Решения TelePresence 1000 и 3000 стали первыми конечными продуктами компании Cisco, базирующимися на ее фирменной технологии «телеприсутствия». Защищая интеллектуальные права в этой области, компания зарегистрировала 25 патентов, но ее руководство надеется, что со временем оригинальные технологии передачи и обработки аудио- и видеосигналов Cisco превратятся в индустриальные стандарты. А о том, что корпорация умеет лоббировать собственные интересы в международных институтах стандартизации, известно всем.
«Первая ласточка» концепции TelePresence стала 100-процентным творением инженеров Cisco Systems. Все активные компоненты систем, включая 65-дюймовые плазменные панели и аудиоколонки, выпускает сама корпорация — без привлечения OEM-партнеров. Видеопанель Cisco нельзя заменить плазменным экраном стороннего производителя, поскольку в системе применяется собственный алгоритм преобразования электрического сигнала в изображение, обеспечивающий минимальные задержки. Плазменные экраны Cisco имеют разрешение 1920х1080 пикселей и поддерживают в стандарте NTSC два режима построчной развертки, 1080 и 720 p. Разработчики утверждают, что в режиме 1080 p качество получаемого изображения — вдвое выше, чем обеспечиваемое телевидением высокой четкости (HDTV).
В каждой из представленных моделей использованы одинаковые плазменные панели и камеры Cisco, но для младшей версии требуются один экран и одна видеокамера, а для старшей — три вплотную подогнанных друг к другу экрана и три самонаводящиеся видеокамеры. Решение TelePresence 1000 рассчитано на персональное общение «с глазу на глаз», проведение совещаний небольших групп, а также создание бизнес-приложений нового класса «виртуальный помощник». Модель TelePresence 3000 предназначена для организации совещаний с участием 12 и более человек. По сути, она представляет собой решение «под ключ» для виртуальной переговорной комнаты в штаб-квартире корпорации или ее филиале.
К лету следующего года появится промежуточная модель семейства TPM, оснащенная двумя экранами и видеокамерами. Она расширит возможности общения небольших групп. Примерно к тому же времени в систему должен быть добавлен элемент, обеспечивающий проведение многосторонних конференций. Как пояснил менеджер российского представительства корпорации Павел Теплов, этим элементом станет выделенный высокопроизводительный коммутатор, оптимизированный для коммутации медиапотоков между виртуальными переговорными комнатами.
Легкость интеграции
TelePresence позиционируется разработчиком как отдельная перспективная технология, «выведенная» в лабораториях подразделения Emerging Markets Technology Group. Однако приложение TelePresence Meeting относится к семейству решений Cisco, предназначенных для организации унифицированных коммуникаций. Возможно, причина запутанности продуктовой классификации кроется в легкости интеграции системы телеприсутствия с сервером корпоративных голосовых коммуникаций Cisco Unified CallManager, клиентскими терминалами IP Phone 7970 и почтовым приложением Microsoft Outlook.
Если для настройки параметров сеанса, проводимого с помощью традиционных продуктов ВКС, требуются навыки квалифицированного специалиста, то TelePresence Meeting 1000 или 3000 сумеет воспользоваться любой сотрудник компании. Это возможно благодаря простейшему однокнопочному интерфейсу. Например, для того чтобы начать дистанционное совещание, достаточно набрать с IP-телефона номер удаленной переговорной комнаты.
Справедливости ради добавим, что в нынешнем релизе для установки соединений между конечными точками TPM необходим дополнительный сервер CallManager. Это порождает некоторые сложности при администрировании корпоративной сети. Как обещают в Cisco, вскоре такой изъян будет устранен, и единственного сервера Unified CallManager окажется достаточно для обработки всех видов мультимедийного взаимодействия.
Разумеется, поддержка разрешения ультравысокой четкости подразумевает очень жесткие требования к характеристикам IP-сети, будь то собственная инфраструктура корпорации или внешняя сеть сервис-провайдера. В зависимости от разрешения видео и числа плазменных панелей для нормального функционирования каждого оконечного терминала нужна полоса пропускания 3–12 Мбит/с.
Факторы спроса
При организации обслуживания очень крупных компаний без помощи глобальных сервис-провайдеров не обойтись. Cisco ввела в действие специальную программу сертификации партнеров на соответствие требованиям поддержки технологии телеприсутствия.
Сертификация операторов по программе TelePresence Advanced Technology Provider весьма сложна и включает в себя проверку архитектуры сетей, их технологической способности обрабатывать разные виды трафика с заданными приоритетами, а также анализ ключевых бизнес-процессов, степени удовлетворенности клиентов и прочих аспектов деятельности партнера. К началу ноября в мире выданы 24 сертификата TelePresence Advanced Technology Provider, причем пять сертифицированных компаний представляют рынки развивающихся стран, к которым относится и Россия.
Для развивающихся рынков значимым фактором формирования спроса на передовые решения считается ценовая политика поставщика. На первый взгляд, отпускная цена группового терминала ВКС, составляющая почти 300 тыс. долл., кажется «неподъемной» для большинства потенциальных клиентов. Однако при ближайшем знакомстве с системой TelePresence 3000 понимаешь, что она может заинтересовать многие российские банки и корпорации не только своими техническими возможностями. Обладание столь и стильным ИТ-решением будет рассматриваться некоторыми отечественными бизнесменами как элемент имиджа и престижа, ради которого точно не жалко потратить кругленькую сумму.
Повышение мастерства
Одновременно с презентацией технологии TelePresence старший вице-президент корпорации Кит Гудвин сообщил об обновлении партнерской программы, которая с 1 марта 2007 года окончательно заменит действующую систему трехуровневой сертификации. С ноября в одном из четырех базовых направлений специализации партнеров, Unified Communications (UC), вводится мастерский уровень. Он будет доступен тем компаниям, которые уже имеют статус Advanced UC.
Требования к претендентам на сертификат Master UC аналогичны тем, которые действуют в отношении другой специализации Cisco — Master Security Specialization. Статус «мастера» по технологиям UC присваивается партнерам, обладающим наивысшим уровнем квалификации и показавшим высокие результаты в области продаж, развертывания и поддержки комплексных решений Unified Communication.
Важным условием является способность партнера реализовать все этапы жизненного цикла поддержки технологии (Cisco Lifecycle Services) — проектирования, внедрения, сопровождения, анализа и последующей модернизации. Кроме того, необходимо предоставить производителю минимум пять отзывов клиентов об успешно выполненных проектах в области Unified Communications.