Раздумывая о внедрении унифицированных коммуникаций (Unified Communications - UC), руководители ИТ-департаментов должны задать себе несколько важных вопросов.
Какие корпоративные приложения должны поддерживать унифицированные коммуникации?
Во многих организациях ответственность за работу локальной сети и жизнедеятельность приложений делят между собой два подразделения ИТ-департамента. Но концепция унифицированных коммуникаций требует поддержки и со стороны приложений, и со стороны сетевой инфраструктуры. Это означает, что перед внедрением UC нужно консолидировать работу ИТ-службы.
При внедрении унифицированных коммуникаций объем трудозатрат может существенно различаться в зависимости от типов приложений, которые они будут поддерживать. В некоторые приложения (такие как обмена сообщениями и VoIP) поддержка технологии отображения присутствия может быть встроена. Другие приложения (базы данных, пакеты CRM и, особенно, частные программы обработки транзакций) могут вовсе не поддерживать режим Presence. Создание списка приложений, которые станут поддерживать унифицированные коммуникации, и получение соответствующих рекомендаций от разработчиков - вот первые шаги к внедрению UC.
Какие элементы сетевой инфраструктуры компании поддерживают унифицированные коммуникации?
Функция передачи информации о присутствии пользователей в сети (как важнейшая составляющая унифицированных коммуникаций) ассоциирована с поддержкой новых протоколов и/или добавлением инфраструктурных сервисов. Например, для реализации сервисов унифицированных сообщений на основе местоположения DNS-серверам может потребоваться обновление записей SRV (типа сервиса) и LOC (местоположения). Другие инфраструктурные сервисы, например электронной почты и мгновенных сообщений, также могут нуждаться в расширении списка поддерживаемых протоколов.
Расширение коммуникационных возможностей увязано с вопросами обеспечения сетевой и информационной безопасности. Большинство систем унифицированных коммуникаций могут использовать централизованные серверы директорий (например, базирующиеся на протоколе LDAP или на Microsoft Active Directory) для аутентификации пользователей или процессов. Межсетевые экраны и прочие устройства защиты придется переконфигурировать для обеспечения поддержки новых протоколов сообщений (не только SIMPLE и XMPP, но и любых частных протоколов, подобных применяемым в AOL Instant Messenger, Yahoo Messenger и т.п.).
Как совместить функции Presence с действующими УАТС?
Учрежденческие телефонные системы поддерживали сервисы присутствия десятилетиями - вспомните хотя бы о функции «не беспокоить» и автодозвоне. Но этот функционал не всегда можно «транслировать» в систему унифицированных коммуникаций, охватывающую сервисы электронных сообщений, передачи видео и других типов данных. Относительно легко добавить поддержку Presence в открытые платформы типа Asterisk или OpenSER. В случае с проприетарными УАТС (даже основанными на спецификациях Н.323) может потребоваться гораздо больше усилий. Осведомитесь у своего поставщика телефонной станции, сумеет ли он добавить в систему поддержку протоколов присутствия типа SIMPLE или XMPP.
Как управлять унифицированными коммуникациями?
Учитывая огромный интерес к размещению сервисов в централизованных вычислительных центрах, задумайтесь о переносе системы управления унифицированными коммуникациями в корпоративный ЦОД. Такой подход сулит немало плюсов. Во время испытаний, например, намного легче поместить один сервер Jabber в вычислительный центр, чем распределять серверы по предприятию и затем стараться их синхронизировать. Централизованное администрирование позволяет упростить управление процессами обновления и модернизации UC. Однако жизнеобеспечение унифицированных коммуникаций можно полностью передать на аутсорсинг специализированной компании. Профессиональные команды крупных телекоммуникационных производителей, например Avaya и Siemens, предлагают унифицированные коммуникации как готовый сервис.
Как станут поддерживаться унифицированные коммуникации будущими приложениями?
Концепция унифицированных коммуникаций настолько широка, что после первоначального этапа их внедрения организациям с большой долей вероятности могут потребоваться новые приложения и сетевые сервисы. Поэтому необходимо тщательно проанализировать уже накопленный опыт перехода к UC. Сложно встроить, скажем, поддержку LDAP в одно приложение. А добавить ее в десять приложений - еще труднее. Тщательный анализ первых шагов на пути к унифицированным коммуникациям поможет избежать тяжелых ошибок при дальнейшем развитии корпоративной ИКТ-инфраструктуры.