Компания МТС в последнее время не перестает удивлять общественность нетривиальными ходами, хотя несколько лет назад она традиционно держалась в «тени» маркетинговых инициатив «ВымпелКома». Но на сей раз МТС превзошла саму себя, и даже всеведающие аналитики телекоммуникационного рынка не смогли предсказать, о чем пойдет речь на пресс-конференции 30 октября, участники которой были объявлены лишь за два часа до начала события.
Оказалось, что российский оператор заключил эксклюзивное стратегическое партнерское соглашение с международной компанией Vodafone, мировым лидером рынка сотовой связи. Соглашение расчитано на четыре года и распространяется на всю территорию обслуживания сетей МТС, за исключением Беларуси (это Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан и Армения). Чтобы сообщить о заключении партнерских отношений с МТС, в Москву приехал лично глава Vodafone Group Витторио Колао, который по условиям контракта не имел право делать никаких публичных заявлений о бизнесе возглавляемой им компании в течении первых 100 дней работы в должности президента. Так что выступление Колао на пресс-конференции в Мосве стало его дебютным выходом к прессе.
Он сказал, что важность соглашения с МТС огромна, и среди остальных партнерских договоренностей оно занимает особое место. Во-первых, для того, чтобы присутствие Vodafone стало действительно глобальным, британскому оператору очень не хватало рынка России и других стран СНГ. А это, как известно, примерно шестая часть земной суши. Во-вторых, по словам Колао, глубина детализации соглашения делает этот документ «выдающимся», что выгодно отличает его от обычного протокола о намерениях сторон.
В целом соглашение направлено на расширение технологических и маркетинговых возможностей компаний, обмен передовым опытом в области клиентского обслуживания (user experience), совместную разработку новых продуктов и услуг третьего поколения и оптимизацию капитальных затрат за счет формирования единого портфеля заказов. МТС получит возможность воспользоваться обширной экспертизой Vodafone, касающейся строительства сетей 3G и развития услуг, основанных на широкополосной мобильной передаче данных. «Мы не собираемся изобретать велосипед, а будем брать и применять опыт Vodafone на российском рынке», - заявил президент МТС Михаил Шамолин. Британские коллеги, в свою очередь, смогут позаимствовать у российского оператора определенные продуктовые и маркетинговые наработки, применимые к развивающимся рынкам.
Михаил Шамолин подчеркнул, что помимо фирменных цветов логотипов, у обоих компаний есть много общего в корпоративной политике и отношении к инновациям. Поэтому подписание официального документа о стратегическом партнерстве было практически предопределено. Витторио Колао и Михаил Шамолин придумали для своего альянса вполне подходящее название - «красное братство», символизирующее общность фирменной символики и корпоративных ценностей. Витторио Колао пообещал, что МТС останется единственным стратегическим партнером Vodafone в регионе СНГ на протяжении ближайших нескольких лет. Аналогичные заверения последовали и со стороны Шамолина: «Мы не планируем заключать подобных альянсов с другими операторами, поскольку Vodafone — самый достойный партнер».
Что касается конкретных пунктов соглашения, то их, как и следовало ожидать, не предали огласке. Известно лишь, что они охватывают запуск специальных роуминговых тарифов для абонентов Vodafone на территории обслуживания МТС, предоставление российской компании возможности участвовать в глобальных закупочных программах Vodafone, ко-брендинг компаний при запуске различных маркетинговых инициатив, доступ сотрудников МТС к базам знаний по управлению операторским бизнесом, накопленным Vodafone в разных регионах присутствия, реализацию совместных научно-исследовательских проектов, направленных на развитие будущих стандартов беспроводной передачи данных, совместное обслуживание крупных международных клиентов из корпоративного сектора и т. д.
Сейчас Vodafone обслуживает больше 200 мультинациональных корпораций, филиалы или отделения которых имеются в странах присутствия МТС. Теперь все они превращаются в потенциальных клиентов МТС, что сулит российской компании увеличение занимаемой доли рынка среди бизнес-пользователей и дополнительную выручку.
Представители Vodafone обязуются оказывать поддержку своим российским коллегам при разработке, адаптации, запуске и продвижении сервисов 3G, хорошо зарекомендовавших себя за рубежом. Правда, за использование готовых ноу-хау МТС придется делиться с правообладателем некоторой частью заработанной выручки (пропорции, конечно же, не раскрываются), но такой подход обеспечит быстрый запуск новых сервисов и дополнительные конкурентные преимущества МТС в динамичном сегменте услуг мобильной передачи данных.
На какую экономию средств расчитывает МТС, вступив в глобальную программу закупок Vodafone, руководители компаний тоже не сообщили. Независимые аналитики предполагают, что речь может идти примерно о 5-10% годового бюджета на развитие сетей, что составляет 100-200 млн долл. И что еще более важно, российский партнер Vodafone приобретет право предлагать своим абонентам настоящие эксклюзивные продукты.
Вспомним недавнюю историю с поставками в Россию смартфонов iPhone 3G: никто из представителей «большой тройки» не смог удержаться от участия в этой потребительской истерии, обременив себя жесткими обязательствами перед производителем по объемам продаж. В итоге, никто из операторов не получил желанных конкурентных преимуществ, а в несомненном выигрыше оказалась только сама компания Apple. Благодаря соглашению с Vodafone МТС сможет радикально дистанцироваться от конкурентов в части предложения уникальных абонентских устройств. В качестве примера такой грани сотрудничества можно привести продемонстрированное на пресс-конференции новое устройство семейства BlackBerry с широкоформатным сенсорным экраном. Его спецификации разрабатывались исключительно под требования Vodafone, и с запуском этого устройства в массовое производство МТС начнет реализовывать его в нашей стране.
Казалось бы, «красное братство» должно обеспечить МТС преимущества, о которых конкуренты не могут даже мечтать. Однако любое событие на рынке стоит воспринимать с некоторой долей скепсиса. Критичный взгляд особенно не помешает, если рассуждать о перспективах запуска в России мобильных сервисов зарубежного происхождения. МТС уже имела такой опыт в 2005 году, когда был подписан «исторический» договор с NTT DoCoMo о лицензировании супер-популярных в Японии неголосовых услуг i-Mode. Согласно древнему японскому обычаю, на церемонии подписания соглашения руководители МТС и NTT DoCoMo зарисовали один глаз национальной кукле Даруме. Другой глаз Дарумы предполагалось закрасить тогда, когда станет ясно, что совместный бизнес развивается успешно. С тех пор о судьбе куклы ничего не было слышно, а примерно полгода назад МТС прекратила подключения новых абонентов к русифицированному i-Mode.
Пресс-секретарь российской сотовой компании Ирина Осадчая прокомментировала, что от развития i-Mode было решено отказаться, потому что данный сервис не набрал «критической массы» пользователей. Вместе с тем поддержка существующих абонентов i-Mode продолжает осуществляться в полном объеме. Понятно, что Великобритания — не Япония, и европейский менталитет существенно ближе россиянам, но маркетологам МТС стоит очень внимательно проанализировать предшествующий опыт адаптации чужих сервисов, чтобы не споткнуться о старые грабли.