Впервые за свою 15-летнюю историю национальный оператор связи «Ростелеком» обрел долгосрочную стратегию развития. Объемный документ с четко прописанными деталями и цифрами был единогласно утвержден 31 октября советом директоров этого акционерного общества. В результате у компании появилась одобренная акционерами программа развития бизнеса на период до 2013 года.
Председатель совета директоров «Ростелекома» и генеральный директор «Связьинвеста» (владеющего 51% акций национального оператора связи) Александр Киселев заявил, что положительно оценивает принятие стратегии и считает все обозначенные в ней цели и задачи выполнимыми. Вместе с тем он указал на негативные факторы, мешающие нормальной бизнес-деятельности «Ростелекома», основной из которых — присутствие компании в реестре естественных монополий. Киселев считает, что ее юридическое признание монополистом является нерыночным фактором и примером бюрократического вмешательства в дела бизнеса. «Мы надеемся, что в обозримом будущем с помощью переговоров с регулятором эта проблема разрешится, и «Ростелеком», сохранив определенную уникальность в работе с госструктурами, сможет развиваться в более комфортных условиях», - заявил глава «Связьинвеста».
Первая официально утвержденная стратегия развития «Ростелекома» была названа «За границу привычного!». Комментируя это название, генеральный директор компании Константин Солодухин отметил: «Нам предстоит полностью перестроить свою деятельность, чтобы выполнить задачи, поставленные акционерами».
В основе принятой стратегии - идея географической и инновационной экспансии «Ростелекома» в активно развивающиеся сегменты телекоммуникационного рынка. Благодаря появлению в его структуре нескольких новых бизнес-направлений сегодняшний магистральный оператор спустя пять лет должен превратиться в универсального оператора связи, обслуживающего пять клиентских сегментов - от частных пользователей до международных корпораций и сервис-провайдеров.
Межоператорский рынок является традиционной сферой деятельности «Ростелекома», но на нем складывается не слишком благоприятная ситуация из-за естественного размывания доминирующей доли компании, перетекания трафика к альтернативным магистральным операторам. А таковых в России уже, как минимум, шесть — по числу реальных игроков на рынке МГ/МН-связи. При этом емкость самого рыночного сегмента увеличится к 2013 году весьма незначительно: с нынешних 88,4 до 102 млрд руб.
В области межоператорского взаимодействия основным драйвером развития станут услуги магистрального Internet-доступа. Благодаря приобретению «РТКомм.Ру» компания «Ростелеком» уже довела свою долю в этом рыночном сегменте до 30%. Согласно планам, через пять лет объем выручки от магистральных Internet-услуг вырастет с 2,4 до 9,5 млрд руб., что позволит занять уже 41% внутрироссийского рынка. Гораздо менее динамично будет увеличиваться выручка от услуг пропуска трафика, но эта статья доходов «Ростелекома» по-прежнему останется главной на межоператорском рынке. В 2013 году услуги транзита должны принести фирме 11,5 млрд руб., тогда как по итогам 2008 года доходы от них составят 10,4 млрд руб. Что же касается услуг аренды магистральных каналов, «Ростелеком» прогнозирует снижение выручки на 0,2% ежегодно.
Принципиально новым аспектом работы компании на межоператорском рынке станет практическое воплощение модели VNE (Virtual Network Enabled). По словам Солодухина, «Ростелеком» располагает всеми инфраструктурными компонентами сети, которые можно сдавать в аренду сервис-провайдерам, чтобы с их помощью те формировали готовые сервисы для разных групп пользователей. «Данная модель, пока находящаяся в стадии проработки, позволит привлечь в нашу сеть значительное число небольших сервис-провайдеров, ориентированных на нишевые сегменты», - заявил Солодухин.
Компании федерального уровня по-прежнему относятся к приоритетной группе клиентов, обслуживая которых «Ростелеком» сможет реализовать свои основные конкурентные преимущества. На базе магистрального оператора планируется сформировать подразделение по работе с федеральными заказчиками, которое начнет предоставлять услуги от лица всех предприятий «Связьинвеста». Таким образом, будет использован принцип «единого окна», обеспечивающий комплексный подход к обслуживанию крупных корпоративных клиентов со значительными потребностями в разных видах связи. Солодухин подчеркнул, что «Ростелеком» останется базовым оператором как для органов государственной власти, так и при реализации национальных проектов в телекоммуникационной сфере.
В сегменте клиентов федерального значения компания связывает основной прирост бизнеса с устойчивым спросом на услуги передачи данных и на построение корпоративных виртуальных сетей (IP-VPN). Выручка от этих сервисов должна сделать поистине масштабный скачок с сегодняшних 338 млн руб. до 6,6 млрд руб. в 2013 году (81,4% годовых). Динамично будут развиваться и услуги интеллектуальной сети (обратный вызов, номера 800-й серии, телеголосование и т. д.). Через пять лет они обеспечат годовой доход 1,5 млрд руб. против нынешних 660 млн руб. В целом к указанному сроку «Ростелеком» намеревается получать от федеральных компаний порядка 13 млрд руб., а его доля в сегменте предоставляемых крупным корпорациям услуг доступа к Internet и передачи данных должна вырасти до 15%.
Крупный магистральный оператор не забывает и о потребностях среднего и малого бизнеса. Здесь локомотивом роста также станут сервисы, связанные с передачей данных, Internet-доступом и использованием интеллектуальной сети. Доходы от них должны увеличиваться на 28-67% ежегодно. Стратегической задачей станет усиление позиций на рынке Москвы, где сосредоточены порядка 50% всех отечественных предприятий сферы SMB. Развитие продаж в регионах будет проводиться преимущественно через партнерские сети, например МРК «Связьинвеста». С их же помощью станут разрабатываться и продвигаться пакетированные сервисы. «Ростелеком» ожидает, что в 2013 году малый бизнес принесет еще больше выручки, чем крупные корпорации, — 14,5 млрд руб. Предполагается также, что объем продаж традиционных МГ/МН-услуг таким клиентам в течение пяти лет снизится с 5,7 до 5,4 млрд руб.
Самый проблемный клиентский сегмент - частные лица. В ближайшие годы совокупная выручка от оказания услуг населению будет расти слабо и составит в 2013 году 26,7 млрд руб. вместо 25,6 млрд руб., которые оператор ожидает получить в нынешнем году. Причина столь низкой динамики — общая неблагоприятная конъюнктура на рынке фиксированной телефонии, обусловленная снижением тарифов на дальнюю связь, замещением проводных коммуникаций на мобильные и перетоком голосового трафика в IP-сети. Нельзя сбрасывать со счетов и возрастающую активность конкурентов «Ростелекома» в сегменте МГ/МН-связи. Все это приведет к ощутимому падению выручки от услуг дальней связи для населения - с сегодняшних 25,5 млрд руб. до 22,5 млрд руб. в 2013 году. «Мы намерены защищать свои позиции в сфере МГ/МН-связи. Но реальность такова, что если сейчас «Ростелеком» занимает около 80% этого рынка, то к 2013 году мы будем драться за удержание 60-процентного рубежа», - заявил Солодухин.
Магистральный оператор стремится компенсировать потери за счет выхода в перспективные сегменты телекоммуникационного рынка, включая сектор широкополосного доступа, в котором среднегодовые темпы роста составляют 26%. Однако «Ростелеком» вынужден строить широкополосные сети «с нуля» либо приобретать локальных провайдеров, обладающих такой инфраструктурой. На слияния/поглощения в бюджете пятилетней стратегии выделено от 30 до 46 млрд руб., что не так уж много с учетом масштабов всей программы развития.
Основными критериями отбора кандидатов на возможное поглощение являются их присутствие в приоритетных для «Ростелекома» городах и наличие у них ценных ресурсов (сетей доступа, клиентской базы, частот, лицензий и т. д.). Причем аппетиты «Ростелекома» простираются не только на Россию, но и на государства СНГ, отличающиеся значительно меньшими уровнями проникновения широкополосных услуг и конкуренции. К 2013 году «Ростелеком» должен развернуть широкополосные сети в 35 ключевых городах РФ и занять в них примерно 15% рынка услуг ШПД.
Между прочим, в числе приоритетных городов значатся Москва и Санкт-Петербург, где рынок широкополосного доступа уже приблизился к состоянию насыщения. Как сообщил Солодухин, для освоения столичного рынка ШПД, изобилующего мощными конкурентами, планируется использовать синергию взаимодействия с «Центральным Телеграфом» - по сути, единственным представителем интересов «Связьинвеста» в Москве. Кроме того, «Ростелеком» вынашивает планы реорганизации всех «дочек», действующих на московском рынке связи, для превращения их в единую бизнес-структуру.
Развитие «Ростелекомом» направления услуг ШПД порождает вопросы о конкуренции с региональными компаниями «Связьинвеста». Для того чтобы не допустить конкуренции с родственными структурами, «Ростелеком» собирается ограничить свое ШПД-присутствие лишь теми городами, где позиции МРК довольно слабы на фоне альтернативных операторов. Сети доступа «Ростелекома» будут строиться на базе технологий Ethernet-to-the-home или FTTx, что обеспечит задел пропускной способности на участке «последней мили» для развертывания самых передовых услуг, типа IP-HDTV. Александр Киселев убежден, что реализация стратегии «Ростелекома» не создаст внутренней конкуренции, а лишь послужит усилению позиций всего холдинга «Связьинвест» на динамично растущем рынке ШПД.