.
Последняя тема может показаться не совсем своевременной на фоне текущей экономической ситуации. Однако некоторые докладчики выражали уверенность в том, что телекоммуникационную отрасль кризис почти не затронет, ведь услуги связи остаются востребованными даже в самые тяжелые времена. Причем во время кризиса выживают сильнейшие, а значит, для крупных российских операторов могут открыться неплохие перспективы расширения сферы влияния.
Анализ палитры мнений, прозвучавших на конференции, требует отдельного пространного обзора, поэтому сейчас хотелось бы ограничиться вопросами регулирования отрасли связи, а точнее, тем, какими они видятся самому регулятору. Позицию отраслевого ведомства участникам конференции представил Наум Мардер, заместитель министра массовых коммуникаций и связи РФ.
Он остановился на ряде ключевых проблем развития отечественного телекоммуникационного рынка. Необычно было услышать от чиновника высокого ранга признание того, что Закон «О связи», с момента принятия которого не прошло и пяти лет, отстал от парадигмы современных коммуникаций, хотя, по идее, должен опережать свое время. По мнению Мардера, закон не соответствует нынешним реалиям, а содержащаяся в нем модель предоставления услуг связи безнадежно устарела. Новый состав министерства готов к ее радикальному пересмотру и открыт к взаимодействию с любыми заинтересованными организациями и профессиональными объединениями. Сотрудничество с участниками рынка будет крайне полезным при решении проблемы регулирования пропуска трафика, которая заметно усложнилась с распространением разных сетевых технологий, и сопряженного с ней вопроса регулирования тарифов. Мардер признал, что министерство пока не имеет готового рецепта.
Весьма категорична позиция замминистра в отношении государственной поддержки отдельных операторов, которые зачастую активно лоббируют свои интересы через официальные структуры. Не называя конкретных имен, Мардер подчеркнул, что не видит смысла помогать компаниям, которые однажды уже упустили свой шанс. И уж совсем неожиданным оказалось заявление о том, что у государства нет оснований для каких-либо преференций «Связьинвесту».
Открытым остается вопрос наполнения универсальной услуги, за реализацию которой в масштабах страны регулятор взялся еще при прежнем составе кабинета министров. Мы уже писали о расширении ее первоначальной трактовки до предоставления услуг связи обитателям индивидуальных домовладений (см. «Сети», 2008, № 11, статья «Старое наследие»). Оказывается, все не так однозначно. Как признал Мардер, подобную роскошь могут себе позволить лишь развитые страны, а для российской экономики реализация такого проекта — непосильное бремя. К тому же уровень востребованности широкополосного доступа за пределами городов-миллионников довольно низок, поэтому игра попросту не стоит свеч.
Зато министерский руководитель считает, что в конкурсах на предоставление универсальной услуги на конкретной территории могли бы участвовать на общих основаниях и операторы мобильной связи. Не думаем, что это пошатнет позиции МРК, которые, как известно, слишком часто выигрывают тендеры. И все-таки появление на универсальной «сцене» сотовиков окажется небесполезным.
Было бы странно, если бы конференция по беспроводной связи обошла стороной дефицит частотного ресурса. Мардер согласился с тем, что порядок выдачи частотных присвоений должен быть упрощен. Но наивно полагать, что такое упрощение решит проблему недостатка частот, ведь их не хватает даже для государственной программы цифрового ТВ. Особенно остро проблема стоит в столице: операторы не могут запустить здесь сети 3G, которые уже появились в регионах. Впрочем, в министерстве полагают, что очень многое зависит от самих операторов.
По застарелому вопросу о появлении в России полноправных MVNO позиция министерства, кажется, не изменилась. Мардер заверил, что министерство близко к началу выдачи лицензий «виртуалам» и что не стоит искусственно сдерживать этот механизм, который будет способствовать усилению конкуренции. А затем напомнил о необходимости взвесить все «за» и «против», изучить различные модели MVNO и т.п. Пошел четвертый год, как отечественная Ассоциация 3G предоставила отраслевому регулятору предложения на сей счет, а мы все слышим призывы «изучить вопрос». Уж не обусловлена ли нерешительность министерства боязнью, по словам Мардера, «зарегулировать» деятельность MVNO?
Конференция стала еще одним свидетельством того, что взгляды новых руководителей Минкомсвязи на ключевые проблемы отечественного рынка связи прогрессивнее, чем у их предшественников. Теперь дело — за малым: дождаться, когда правильные слова превратятся в столь же правильные дела.