Михаил Шамолин: «Мы не будем заключать подобных альянсов с другими операторами, поскольку Vodafone — самый достойный партнер».

Чтобы сообщить о партнерских договоренностях с МТС, в Москву приехал сам глава Vodafone Group Витторио Колао. Он заявил, что важность соглашения с МТС поистине огромна. Во-первых, для достижения поистине глобального присутствия британскому оператору не хватало рынков России и других стран СНГ — шестой части земной суши. Во-вторых, глубина детализации документа делает его «выдающимся», выгодно отличающимся от обычного протокола о намерениях.

Соглашение нацелено на расширение технологических и маркетинговых возможностей компаний, обмен передовым опытом клиентского обслуживания (user experience), совместную разработку новых продуктов и услуг третьего поколения, оптимизацию капитальных затрат за счет формирования единого портфеля заказов. МТС сможет пользоваться обширной экспертизой Vodafone, связанной со строительством сетей 3G и развитием услуг на базе широкополосной мобильной передачи данных. «Мы собираемся не изобретать велосипед, а применять мировой опыт Vodafone на российском рынке», — заявил президент МТС Михаил Шамолин. В свою очередь, британские коллеги позаимствуют у российского оператора продуктовые и маркетинговые наработки, ориентированные на развивающиеся рынки.

Шамолин подчеркнул, что помимо фирменных цветов логотипов у обеих компаний есть много общего в корпоративной политике и отношении к инновациям, поэтому подписание официального документа о стратегическом партнерстве, практически, было предопределено. Колао и Шамолин придумали для своего альянса название «Красное братство», символизирующее общность фирменной символики и корпоративных ценностей. Витторио Колао пообещал, что МТС останется единственным стратегическим партнером Vodafone в СНГ на протяжении нескольких лет. Аналогичные заверения последовали и со стороны Шамолина: «Мы не будем заключать подобных альянсов с другими операторами, поскольку Vodafone — самый достойный партнер».

Конкретные пункты соглашения, как и следовало ожидать, огласке преданы не были. Известно лишь, что в них оговорены введение специальных роуминговых тарифов для абонентов Vodafone на территории обслуживания МТС, предоставление российскому оператору возможности участвовать в глобальных закупочных программах Vodafone, ко-брендинг компаний при запуске маркетинговых инициатив, доступ сотрудников МТС к базам знаний Vodafone по управлению операторским бизнесом, реализация совместных научно-исследовательских проектов, нацеленных на развитие будущих стандартов беспроводной передачи данных, совместное обслуживание крупных международных клиентов и т. д.

Сейчас Vodafone обслуживает более 200 мультинациональных корпораций, филиалы или отделения которых имеются в странах присутствия МТС. Теперь все они превращаются в потенциальных клиентов МТС, что сулит российской компании увеличение занимаемой ею доли корпоративного рынка и дополнительную выручку.

Vodafone обязуется поддерживать российских коллег при разработке, адаптации, запуске и продвижении сервисов 3G, хорошо зарекомендовавших себя за рубежом. Правда, за использование ноу-хау МТС придется делиться с правообладателем частью полученной выручки (пропорции тоже не раскрываются). Однако такой подход обеспечит быстрый запуск новых сервисов и дополнительные конкурентные преимущества МТС в динамичном сегменте услуг мобильной передачи данных.

На какую экономию средств рассчитывает МТС, подключаясь к глобальной программе закупок Vodafone, можно лишь догадываться. Независимые аналитики предполагают, что речь идет примерно о 5–10% годового бюджета на развитие сетей, что составляет 100–200 млн долл. Что еще более важно, российский партнер Vodafone получает право предлагать абонентам действительно эксклюзивные продукты.

Вспомним недавнюю историю с поставками в Россию смартфонов iPhone 3G: ни один из представителей «большой тройки» не удержался от участия в этой гонке и обременил себя жесткими обязательствами перед производителем, связанными с объемам продаж. А поскольку никто не добился конкурентных преимуществ, в несомненном выигрыше оказалась лишь сама Apple. Соглашение с Vodafone позволит МТС радикально дистанцироваться от конкурентов в отношении продвижения уникальных абонентских устройств. Например, на пресс-конференции демонстрировалось новое устройство семейства BlackBerry с широкоформатным сенсорным экраном, спецификации которого разрабатывались исключительно в соответствии с требованиями Vodafone. После запуска этого устройства в массовое производство МТС начнет предлагать его в нашей стране.

Казалось бы, «Красное братство» обеспечит МТС преимущества, о которых конкуренты не могут даже мечтать. Однако оператор уже имел не слишком удачный опыт запуска в нашей стране адаптированных сервисов зарубежного происхождения. В 2005 году МТС подписал «исторический» договор с NTT DoCoMo о лицензировании суперпопулярных в Японии неголосовых услуг i-Mode. Согласно древнему японскому обычаю, на церемонии подписания соглашения руководители МТС и NTT DoCoMo зарисовали один глаз кукле Даруме. Второй глаз предполагалось закрасить, когда станет ясно, что совместный бизнес развивается успешно. Однако с тех пор о кукле ничего не было слышно, а полгода назад МТС прекратил подключать абонентов к русифицированному i-Mode.


Наша справка

Vodafone Group — крупнейшая по объемам выручки операторская группа в мире. По итогам 2007 финансового года, завершившегося для компании 31 марта, ее консолидированная выручка составила 35,5 млн фунтов стерлингов (69,8 млрд долл.). В середине 2008 года рыночная капитализация Vodafone равнялась 79 млрд фунтов (156 млрд долл.). Совокупная абонентская база достигла 269 млн зарегистрированных пользователей. Оператор эксплуатирует собственные сети 2G/3G в 27 странах, а его партнерские сети действуют еще в 40 государствах.