Компания «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) завершила сделку, подразумевающую привлечение на очень выгодных, по нынешним временам, условиях синдицированного кредита на 150 млн долл. Ставка по нему составляет LIBOR+2,75%, а погашение начнется через 15 мес. и будет осуществляться ежеквартально равными частями. Кредит предоставлен на три года пятью иностранными банками (ING Bank N.V., Natixis, UniCredit, West LB AG и Skandinaviska Enskilda Banken). Частично деньги пойдут на рефинансирование краткосрочной задолженности перед другими банками, но в основном будут направлены на реализацию инвестиционной программы СЗТ.

Инвестиции компании СЗТ в 2004-2009 гг., млрд руб.

Успели

Удачным условиям заимствования СЗТ обязана тем, что конкурс среди банков состоялся в июле, а условия выдачи кредита определились в августе, когда ситуация на мировом финансовом рынке еще не была настолько критичной. Синдикат банков, победивший в тендере, еще летом взял на себя обязательства предоставления кредита. Конечно, от них можно было отказаться, но это грозило серьезным ущербом репутации банков и штрафными санкциями.

Руководство СЗТ считает, что в предоставлении кредита не последнюю роль сыграло доверие к заемщику, поскольку телекоммуникационная компания «всегда отличалась грамотной финансовой политикой, умеренным уровнем долга и низким уровнем краткосрочной задолженности». Новых заимствований СЗТ не планирует. В 2009 году их точно не будет, а политика привлечения кредитных ресурсов в более отдаленной перспективе еще не определена. Многое зависит от ситуации на рынке.

На деятельности МРК глобальный кризис пока не отразился. Снижения спроса на услуги или оттока клиентов не наблюдается. Мало того, по сравнению с летними месяцами отмечен даже приток клиентов. Согласно прогнозам СЗТ, в обозримой перспективе население не будет сокращать расходы на услуги связи.

Вероятнее всего, кризис ударит по корпоративному сегменту рынка. Предприятия и организации (прежде всего, финансовые учреждения) сократят потребление телекоммуникационных услуг. Однако основными клиентами СЗТ являются государственные и федеральные предприятия, спрос которых на разные виды связи вряд ли существенно снизится.

Только позитив

Несмотря на получение выгодного кредита, инвестиционная программа СЗТ на 2009 год сократилась на 3 млрд руб. (до 5,5 млрд руб.). При этом кризис вряд ли негативно повлияет на развитие компании в ближайшие годы. Оператор ограничится инвестициями в проекты со сроком окупаемости 3-5 лет, а откажется лишь от финансирования не очень выгодных вложений. Таким образом, речь идет исключительно об оптимизации расходов. Секвестр коснется, в первую очередь, цифровизации сети в регионах. В Санкт-Петербурге замена аналоговых АТС на цифровые продолжится, поскольку она стимулирует спрос на услуги ШПД.

Запланированный еще до начала кризиса объем инвестиций в следующем году будет меньшим, чем в 2008 году. В текущем году компания потратит рекордную сумму на развитие, но хотя планировались инвестиции на уровне 15 млрд руб., фактически удастся вложить не более 13,8 млрд руб. Это сокращение не является преднамеренным: СЗТ просто не успевает выполнить инвестиционную программу, т.е. смонтировать, построить и ввести в строй все объекты.

Задел сделан

Завершающийся всплеск инвестиционной активности вызван факторами, которые не могут действовать долго. СЗТ сумела выделить значительные средства на развитие благодаря тому, что получила от продажи 15% пакета акций «Телекоминвеста» 410 млн долл. Кроме того, у нее были обязательства в рамках национальных программ, финансируемых из госбюджета («Универсальная услуга связи», «Образование» и др.). Наконец, требовалось форсировать направление ШПД, а чтобы укрепить позиции на стремительно растущем рынке, нужно было вкладывать значительные средства в модернизацию сети.

Задел на будущее обеспечен, а следовательно, заверяют в СЗТ, сокращение вложений связано вовсе не с кризисом. Возможно, оно приведет к повышению рентабельности бизнеса компании. Пресс-служба СЗТ объясняет эти ожидания повышением качества инвестиций за счет акцентирования на наиболее выгодных проектах.

Директор аналитического агентства «Рустеле.ком» Юрий Брюквин отметил: «МРК, будучи социально-ориентированными и подконтрольными государству предприятиями, были вынуждены тратить огромные средства на проекты, эффект от которых сомнителен с разных точек зрения. Например, внедрение «Универсальной услуги связи» приносит лишь убытки. В результате кризиса некоторые навязанные компании проекты (например, 100-процентная цифровизация сети к 2010 году) легли под сукно, а основные инвестиции будут направлены на развитие сети FTTH в Санкт-Петербурге, предполагающее быструю отдачу вложений».

По мнению аналитика, определенные проекты не стоило даже инициировать. Например, вложения в телефонизацию «медвежьих углов» с помощью таксофонов не нужны не только МРК, но и самим потенциальным пользователям, поскольку тамошние жители уже сделали выбор в пользу сотовой связи. Еще в 2007 году можно было пользоваться мобильным телефоном в 60% удаленных населенных пунктов, а сейчас этот показатель вырос до 70-80%.