Системный интегратор «АМТ-Груп» столкнулся с отсутствием на рынке удобных решений для проведения селекторных совещаний. Точнее, в предлагаемых системах IP-телефонии такие возможности имеются, но они либо ограничиваются очень простыми функциями, либо приводят к излишнему удорожанию решения. Примеры функциональной избыточности - корпоративные системы видеоконференц-связи и совместной работы над проектами, в которые встроены механизмы управления совещаниями.
Чтобы удовлетворить спрос российских заказчиков на селекторную связь, «АМТ-Груп» была вынуждена организовать отдельное направление разработки продуктов на базе IP-телефонии. В его рамках компания создала собственное решение IP Forum, которое разработчики считают «золотой серединой» между функциональностью и ценовой доступностью.
«Большинство крупных отечественных предприятий уже перешли на IP-технологии, но еще не готовы к внедрению многофункциональных коммуникационных приложений. Вместе с тем в нашей стране сильна культура селекторных совещаний, осуществляемых с помощью традиционной телефонии. Создание экономичного, простого в развертывании и администрировании продукта для проведения селекторных совещаний стало естественной реакцией на потребности рынка», - заявил Максим Мамаев, начальник отдела корпоративных систем связи «АМТ-Груп».
Пока комплекс предназначен для использования в корпоративных системах IP-телефонии, базирующихся лишь на решениях Cisco. Для развертывания первой версии IP Forum необходимо наличие одного только коммуникационного сервера Unified Communications Manager. В состав решения входят сервер управления конференциями, пульты операторов селекторных совещаний, консоль администратора системы и сервис подключения к конференции IP-телефонов. Пульт оператора, предназначенный для подключения абонентов и управления ходом совещания, выполнен в виде сенсорного экрана размером 17 дюймов. Он оснащен акустической фурнитурой, благодаря чему оператор слышит все происходящее на совещании и может принимать в нем участие. Пульт позволяет подключать/отключать отдельных абонентов и их группы, включать и выключать микрофоны, контролировать статус участников.
Создатели системы считают, что сенсорный экран, по сравнению с обычной мышкой, делает управление более наглядным и быстрым. Программное обеспечение пульта может быть запущено и на обычном ПК, а потому для проведения одной конференции допустимо задействовать сразу несколько пультов. В совещаниях, организованных с помощью IP Forum, могут участвовать до 50 абонентов. Базовая стоимость решения - около 500 тыс. руб.
IP Forum работает по принципу «один говорит – остальные слушают». Возможен автоматический сбор участников по заранее составленному списку. Покинуть совещание по собственному желанию не получится: участники, отсоединившиеся до его окончания, автоматически подключаются снова.
Нужного сотрудника можно уведомить о начале конференции по нескольким телефонным номерам, в том числе мобильным, но участие в конференции доступно только при использовании IP-телефонов Cisco. На экране терминала отображается собственный статус потребителя и список всех участников конференции; кроме того, через него можно попросить слова. Имена говорящего и просящих слова автоматически перемещаются вверх списка. Руководитель совещания со своего IP-телефона может включать и выключать микрофоны участников.
Первое внедрение решения состоится примерно через месяц. Мамаев рассказал, что запланированы еще несколько инсталляций. Текущая версия продукта работает с Cisco CallManager 4.1, но вскоре IP Forum будет поддерживать и старшую версию CallManager 6.1.
В планах компании – разработка автономного решения для организации селекторных совещаний, которое станет работать с любой IP-УАТС, поддерживающей протокол H.323. Будут добавлены возможности одновременного проведения нескольких конференций, конфигурирования операторских пультов с разграничением прав доступа. С применением внешнего аудиосервера максимальное число участников конференции увеличится до 500.
«АМТ-Груп» старается реализовать различные, порой даже экзотические требования отечественных компаний к приложениям IP-телефонии. Среди них – интеграция телефонной системы с кадровыми базами данных, благодаря которой внутренний телефонный справочник будет обновляться автоматически при кадровых перестановках. Как утверждают в АМТ, зарубежные разработчики отказываются воплощать в жизнь некоторые запросы российских заказчиков. Например, сервис безусловного прерывания разговора подчиненного, вне зависимости от степени его важности, при звонке директора на Западе считают нарушением бизнес-этики, а у нас — нормальным явлением.