На Западе цифра уже весной составляла 43%, а в сентябре, согласно данным CompTIA, перевалила за 60%. Не исключено, что по мере развития кризиса организации будут еще больше урезать ИТ-расходы, и уже само это обстоятельство ставит перед ИТ-директором ряд непростых вопросов.
Как наиболее эффективно распорядиться выделяемыми средствами? Какие ИТ-проекты приостановить в первую очередь? Как должны измениться приоритеты ИТ-службы? Можно ли повысить надежность работы установленного оборудования при увеличении сроков его обновления? Должна ли ИТ-служба забыть в период кризиса о развитии корпоративных систем, сосредоточившись исключительно на задачах эксплуатации? Как при уменьшении штата ИТ-сотрудников сохранить качество ИТ-услуг, предоставляемых бизнесу? При этом в новых условиях бизнес требует от ИТ поддержки практически мгновенного принятия решений, обеспечения максимальной гибкости и точности реагирования на меняющуюся экономическую ситуацию, заметного повышения эффективности работы в сжатые сроки.
Свой взгляд на ситуацию предложил участникам «круглого стола» Руслан Заединов, заместитель генерального директора «Крока», в данном случае фигурировавшего в роли не системного интегратора, а потребителя ИТ-решений. В «Кроке» работают почти 2 тыс. сотрудников, ежегодно выполняются 3,5 тыс. проектов. По мнению Заединова, наличие систем управленческой отчетности и бюджетирования при строгом контроле над затратами создает необходимую базу для тонкого антикризисного управления компанией. При этом, в противоположность общемировой тенденции, расходы на ИТ должны не сокращаться, а увеличиваться, поскольку информационные технологии являются одним из самых действенных инструментов повышения эффективности работы. Как свидетельствует опыт самого «Крока», грамотное применение ИТ-систем при управлении организацией позволяет заметно снизить расходы на электричество и аренду площадей, на услуги связи и защиту информации, на поддержку и обновление парка оборудования. И эта экономия с лихвой перекрывает увеличение ИТ-бюджета.
Ключевым моментом является приоритизация ИТ-проектов. Как отмечали участники дискуссии, продолжаться и даже развиваться могут лишь те проекты, которые в условиях кризиса жизненно необходимы бизнесу. В изменившейся ситуации сроки окупаемости ИТ-проектов не могут превышать двух-трех лет, а особенно «в цене» проекты со сроками окупаемости в пределах года, отдача от выполнения которых должна ощущаться еще раньше.
Даже если ИТ-бюджет не урезан, руководителю ИТ-департамента необходимо пересмотреть ИТ-стратегию, оперативно выявить участки, которые можно оптимизировать при минимальных затратах (например, за счет применения технологий виртуализации), рассмотреть возможности передачи части функций ИТ-службы на аутсорсинг и аутстаффинга ИТ-персонала. Увеличения сроков работы компьютерного и сетевого оборудования не достичь без его упреждающего обслуживания, а для этого, в свою очередь, требуется внедрение систем мониторинга его функционирования. Если же обновления аппаратных средств не избежать, полезными могут оказаться лизинговые схемы. Другой вариант — аренда вычислительных мощностей во внешнем центре обработки данных. В случае нежелательности такого аутсорсинга можно воспользоваться услугами мобильных ЦОДов, которые в последние годы набирают популярность.
В порядке обмена опытом оптимизации ИТ-инфраструктуры руководители «Крока» рассказали об использовании компанией технологий централизации и консолидации вычислительных мощностей. Так, осенью 100 Intel-серверов заменены на единственный UNIX-сервер, что сразу дало ощутимый эффект. Эксплуатационные расходы на обслуживание парка серверов сократились на 80% (100 вместо 500 тыс. долл.), энергопотребление снизилось в 16,5 раз (8,5 против 140 кВт), наконец, из прежних 20 администраторов в штате остался лишь один.
Уже этот пример показывает: в любой организации есть скрытые резервы оптимизации корпоративных систем на уровне архитектуры и управления их функционированием. Участники «круглого стола» были практически единодушны в том, что кризис дает многим ИТ-департаментам уникальный шанс оптимально перестроить свою деятельность. Тогда их компании смогут во всеоружии встретить фазу роста бизнеса, которая неизбежно придет на смену кризису.