Наум Мардер решительно взялся за реформирование законодательного наследия предыдущей министерской команды

В заседании приняли участие представители Минкомсвязи, Россвязькомнадзора, Государственной Думы, Ассоциации документальной электросвязи, Инфокоммуникационного союза, Института государства и права РАН и около 40 операторов связи. Были рассмотрены план работы и перечень документов, требующих изменений.

План работы утвержден 2 декабря заместителем министра Наумом Мардером, который курирует вопросы развития связной отрасли. В списке фигурируют 14 отраслевых документов, которые должны подвергнуться редактированию и коррекции. В частности, под прицел новой команды законотворцев попали:

  • некоторые статьи ФЗ «О связи» и ссылающиеся на него нормативно-правовые акты;
  • самое противоречивое наследие прежнего министерства — Правила присоединения и взаимодействия сетей электросвязи и Правила государственного регулирования цен на услуги присоединения и пропуска трафика, оказываемые существенными операторами;
  • требования к построению телефонной сети связи общего пользования, ставшие основной помехой при реализации нетрадиционных бизнес-моделей в телекоммуникациях;
  • правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи;
  • положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решений о присвоении радиочастот операторам связи, ставшее почвой для множества чиновничьих злоупотреблений;
  • ряд других, менее значимых положений и требований.

Наиболее острые проблемы совершенствования нормативно-правовой базы поручено решать рабочей группе под председательством Алексея Рокотяна, первого заместителя гендиректора «Норильск Телекома» и близкого соратника Наума Мардера. Серьезный фронт работ по корректировке документов, связанных с оформлением разрешений на использование радиочастот, «по справедливости» отдан на откуп представителям «ВымпелКома» — самой обделенной компании в период реймановского правления отраслью. Не остались в стороне и конкуренты этого оператора: по нескольким вопросам регулирования ответственными лицами назначены сотрудники МТС и Ассоциации региональных операторов сотовой связи (АРОС), возглавляемой Юрием Домбровским. Правда, они займутся преимущественно некритичными процедурными уточнениями и изменениями формулировок, которые не вызовут существенных разногласий при окончательном утверждении.

Обращает на себя внимание тот факт, что из обоймы лиц, ответственных за работу над документами, полностью выпали представители «МегаФона», который еще недавно считался любимым детищем отраслевого министерства. Да и советнику гендиректора «Связьинвеста» Георгию Ромскому достался на рассмотрение всего один вопрос, имеющий далеко не стратегический, а, скорее, технический характер: это уточнение порядка введения требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа. Куда более важную задачу совершенствования системы регистрации сетей связи, регламентируемой ФЗ «О связи», поручено решать рабочей группе во главе с представителем Orange Business Services.

Первичные обсуждения проектов внесения изменений в нормативные акты состоятся еще до конца текущего года. Лишь по некоторым вопросам, требующим более глубокой проработки, сроки вынесения проектов на рассмотрение отодвинуты на середину и конец I квартала 2009 года.

Среди заявленных задач, нуждающихся в разрешении путем реформирования отраслевой нормативно-правовой базы, можно выделить cокращение сроков оформления разрешений на использование радиочастот до 20 рабочих дней (вместо нынешних 120), упрощение процедуры проектирования и строительства линейно-кабельных сооружений связи, устранение неточностей классификации сетей, услуг присоединения и пропуска трафика в действующих Правилах присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, устранение необоснованных препятствий к оказанию услуг FMC, введение плана нумерации для сетей профессиональной подвижной радиосвязи (TETRA и т.п.), выделение отдельного негеографического кода для доступа к сети с поддержкой ENUM, предоставление абонентам возможности выбора оператора зоновой связи. По неизвестной причине в перечень первоочередных задач не попали вопросы регулирования деятельности виртуальных мобильных операторов (MVNO), хотя Минкомсвязи принимает поистине экстренные меры для легализации статуса MVNO.


Выдержки из плана работы по внесению изменений в отраслевое законодательство